Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 35.03.10. Ландшафтная архитектура |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 35_03_10_ЛА-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.
1.1. | Знакомство обучающихся с основами архитектурно-строительной экологии; понятиями "устойчивое развитие и строительство городов"; "экоситемы и экологический след населения"; "экологизация потребностей жителей, техники и технологий в городе"; "связь архитектуры и экологии"; "концепции архитектурно-строительной экологии и экологичного города будущего". |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ОПК-5 | способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий |
ПК-4 | способностью правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению насаждений в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия и термины экологической науки; - основные этапы ландшафтного анализа; - оценку состояния растений на этапе предпроектных изысканий; - санитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений; - значение экологических факторов в формировании благоприятной окружающей среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять основные понятия и термины экологической науки; - осуществлять ландшафтный анализ; оценку состояния растений на этапе предпроектных изысканий; - учитывать экологические факторы городской среды, санитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений; - подбирать ассортимент растений для различных архитектурных объектов и форм; - правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению зеленых насаждений; - выполнять мероприятия по сохранению насаждений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - применения общенаучных и специальных методов; - пользования методикой ландшафтного анализа и оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий; - формирования рекомендаций, направленных на сохранение средообразующих функций насаждений в целях создания и поддержания благоприятной окружающей среды в урбоэкосистемах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Город как среда обитания человека | ||||||
1.1. | Экологическая модель города. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Концепция и варианты экологических моделей города | Практические | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Развитие идеи экологической модели города | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Классификация загрязнителей окружающей среды. Критерии оценки качества окружающей среды. | ||||||
2.1. | Классификация загрязнителей окружающей среды. Критерии оценки качества окружающей среды. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Критерии оценки качества окружающей среды. | Практические | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Качество окружающей среды. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Нормы экологического права. Экологические права и обязанности граждан РФ. Экологизация потребностей жителей города. | ||||||
3.1. | Экологическое право.Основные положения применительно к ландшафтной архитектуре | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Нормы экологического права. Экологические права и обязанности граждан РФ. | Практические | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Экологизация потребностей жителей города | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Структура архитектурной экологии. Градостроительная экология. | ||||||
4.1. | Экологизация потребностей жителей города | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Структура архитектурной экологии. | Практические | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Градостроительная экология. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Экологическое равновесие. Экологическая инфраструктура. | ||||||
5.1. | Градостроительная экология. Экологическое равновесие. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Структура архитектурной экологии. Градостроительная экология. | Практические | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Экологическое равновесие. Экологическая инфраструктура. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Методика ландшафтного анализа. Мониторинг среды. | ||||||
6.1. | Методика ландшафтного анализа. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Методика ландшафтного анализа. Мониторинг среды. | Практические | 6 | 6 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Методика ландшафтного анализа. Мониторинг среды. | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Ландшафтная архитектура в урбоэкологии. Экологическая архитектура. Городская ландшафтная экология. | ||||||
7.1. | Городская ландшафтная экология. Программа экологического проектирования и строительства. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Городская ландшафтная экология. Программа экологического проектирования и строительства. | Практические | 6 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Городская ландшафтная экология | Сам. работа | 6 | 4 | ОПК-5 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 8. Программа экологического проектирования и строительства. Экопоселения, идеализированные экосити. | ||||||
8.1. | Программа экологического проектирования и строительства. Экопоселения. | Лекции | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
8.2. | Программа экологического проектирования и строительства. Экопоселения. | Практические | 6 | 4 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
8.3. | Экопоселения, идеализированные экосити. | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-5, ПК-4 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. ФОС по дисциплине |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС по дисциплине |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Денисов | Основы инженерной экологии: учебное пособие | Ростов-н/Д: Феникс, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гусакова, Н.В. | Мониторинг и охрана городской среды : учебное пособие | Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2009 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М.В. Панкина, С.В. Захарова | Экологический дизайн : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CA06BF9C-4BED-4F76-9157-39377ECC9FE2 |
Л2.2 | Городецкая Н. Н. , Першинова Л. Н. | Защита от шума в градостроительстве: учебное пособие | Екатеринбург: Архитектон, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Тетиор, А.Н. | Городская экология: учеб. пособие | М. : Академия, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online» | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | ЭБС «Лань» | http://e.lanbook.com / | ||
Э3 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Microsoft Office 2010 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана. GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана. Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана. Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/ Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Архитектурно-строительная экология» На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся. Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров. Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Архитектурно-строительная экология» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Архитектурно-строительная экология» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Архитектурно-строительная экология» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться. 8.6. Методические указания подготовки к сессии Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией. Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время контрольной работы: Тематика вопросов контрольной работы выдается заранее. Контрольная работа проводится в конце практического занятия, следующего за проверяемым блоком тем. Результаты оценивания озвучиваются на следующем занятии. Время написания контрольной работы – 20–30 мин. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе прохождения тестов: В тест включено от 10 до 15 закрытых вопросов, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Тест проводится в интернет форме на портале Moodle. За ответ на тест студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время практической работы: В теме работы включено от одного до шести заданий, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Практическая работа проводится в форме устных и письменных ответов на поставленные задания. На подготовку работы студенту отводится 1,5 часа. За ответ на задания и вопросы к ним студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе сдачи географической номенклатуры: В билет включено от 12 до 16 географических объектов, соответствующие содержанию темы. Форма сдачи очная. На сдачу студенту отводится 5 минут. За сданную географическую номенклатуру студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 23.10.2014, №1690/п. |