МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Архитектурно-строительная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Архитектурно-строительная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство обучающихся с основами архитектурно-строительной экологии; понятиями "устойчивое развитие и строительство городов"; "экоситемы и экологический след населения"; "экологизация потребностей жителей, техники и технологий в городе"; "связь архитектуры и экологии"; "концепции архитектурно-строительной экологии и экологичного города будущего".

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий
ПК-4 способностью правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению насаждений в интересах обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия и термины экологической науки;
- основные этапы ландшафтного анализа;
- оценку состояния растений на этапе предпроектных изысканий;
- санитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений;
- значение экологических факторов в формировании благоприятной окружающей среды.

3.2.Уметь:
3.2.1.- применять основные понятия и термины экологической науки;
- осуществлять ландшафтный анализ; оценку состояния растений на этапе предпроектных изысканий;
- учитывать экологические факторы городской среды, санитарно-гигиеническую роль зеленых насаждений;
- подбирать ассортимент растений для различных архитектурных объектов и форм;
- правильно и эффективно выполнять мероприятия по сохранению зеленых насаждений;
- выполнять мероприятия по сохранению насаждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения общенаучных и специальных методов;
- пользования методикой ландшафтного анализа и оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий;
- формирования рекомендаций, направленных на сохранение средообразующих функций насаждений в целях создания и поддержания благоприятной окружающей среды в урбоэкосистемах.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Город как среда обитания человека
1.1. Экологическая модель города. Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Концепция и варианты экологических моделей города Практические 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Развитие идеи экологической модели города Сам. работа 6 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Классификация загрязнителей окружающей среды. Критерии оценки качества окружающей среды.
2.1. Классификация загрязнителей окружающей среды. Критерии оценки качества окружающей среды. Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Критерии оценки качества окружающей среды. Практические 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Качество окружающей среды. Сам. работа 6 6 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Нормы экологического права. Экологические права и обязанности граждан РФ. Экологизация потребностей жителей города.
3.1. Экологическое право.Основные положения применительно к ландшафтной архитектуре Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.2. Нормы экологического права. Экологические права и обязанности граждан РФ. Практические 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
3.3. Экологизация потребностей жителей города Сам. работа 6 8 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Структура архитектурной экологии. Градостроительная экология.
4.1. Экологизация потребностей жителей города Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.2. Структура архитектурной экологии. Практические 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
4.3. Градостроительная экология. Сам. работа 6 10 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Экологическое равновесие. Экологическая инфраструктура.
5.1. Градостроительная экология. Экологическое равновесие. Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.2. Структура архитектурной экологии. Градостроительная экология. Практические 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
5.3. Экологическое равновесие. Экологическая инфраструктура. Сам. работа 6 6 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Методика ландшафтного анализа. Мониторинг среды.
6.1. Методика ландшафтного анализа. Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.2. Методика ландшафтного анализа. Мониторинг среды. Практические 6 6 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
6.3. Методика ландшафтного анализа. Мониторинг среды. Сам. работа 6 6 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Ландшафтная архитектура в урбоэкологии. Экологическая архитектура. Городская ландшафтная экология.
7.1. Городская ландшафтная экология. Программа экологического проектирования и строительства. Лекции 6 2 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
7.2. Городская ландшафтная экология. Программа экологического проектирования и строительства. Практические 6 6 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
7.3. Городская ландшафтная экология Сам. работа 6 4 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Программа экологического проектирования и строительства. Экопоселения, идеализированные экосити.
8.1. Программа экологического проектирования и строительства. Экопоселения. Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
8.2. Программа экологического проектирования и строительства. Экопоселения. Практические 6 4 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1
8.3. Экопоселения, идеализированные экосити. Сам. работа 6 8 ОПК-5, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Денисов Основы инженерной экологии: учебное пособие Ростов-н/Д: Феникс, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Гусакова, Н.В. Мониторинг и охрана городской среды : учебное пособие Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Панкина, С.В. Захарова Экологический дизайн : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA06BF9C-4BED-4F76-9157-39377ECC9FE2
Л2.2 Городецкая Н. Н. , Першинова Л. Н. Защита от шума в градостроительстве: учебное пособие Екатеринбург: Архитектон, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Тетиор, А.Н. Городская экология: учеб. пособие М. : Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС «Лань» http://e.lanbook.com /
Э3 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана.
Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/
Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Архитектурно-строительная экология»

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Архитектурно-строительная экология» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Архитектурно-строительная экология» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Архитектурно-строительная экология»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.
Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться.

8.6. Методические указания подготовки к сессии

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время контрольной работы:
Тематика вопросов контрольной работы выдается заранее. Контрольная работа проводится в конце практического занятия, следующего за проверяемым блоком тем. Результаты оценивания озвучиваются на следующем занятии. Время написания контрольной работы – 20–30 мин.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе прохождения тестов:
В тест включено от 10 до 15 закрытых вопросов, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Тест проводится в интернет форме на портале Moodle. За ответ на тест студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время практической работы:
В теме работы включено от одного до шести заданий, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Практическая работа проводится в форме устных и письменных ответов на поставленные задания. На подготовку работы студенту отводится 1,5 часа. За ответ на задания и вопросы к ним студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе сдачи географической номенклатуры:
В билет включено от 12 до 16 географических объектов, соответствующие содержанию темы. Форма сдачи очная. На сдачу студенту отводится 5 минут. За сданную географическую номенклатуру студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 23.10.2014, №1690/п.