МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная визуальная культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ ПИвД-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.иск., зав.каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Современная визуальная культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является овладение базовыми теоретическими и практическими подходами к культурным исследованиям с акцентированием особого внимания к пониманию средств визуальной коммуникации и массовой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы и характерные особенности формирования современной визуальной культуры;
- содержание основных современных подходов, учений, школ и направлений, изучающих и объясняющих создание художественного образа;
- основные исторические и художественные факты, даты, события и имена исторических деятелей искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы;
- исходя из задач конкретного исследования, проводить анализ явлений современной визуальный культуры, причины их возникновения,определять ценностные качества произведений;
- работать с материалами смежных источников из областей философии, социологии, религии, психологии и др.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- научной систематикой изучения процессов современной визуальной культуры,
- приемами анализа содержания современных произведений искусства с точки зрения их национального выражения, способами решения вопросов общественной практики для развития сферы искусства и дизайна.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-теоретические основы визуальной культуры
1.1. Визуальные исследования и понятие визуализации Лекции 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Классификация визуальных форм в сфере культуры Практические 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Визуальная коммуникация как область культуры Лекции 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.4. Психологические аспекты визуальной культуры Практические 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.5. Визуальная реальность как культурный конструкт Лекции 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.6. Медиатизация как фактор развития современной визуальной культуры Практические 3 4 ПК-4 Л2.2, Л1.1, Л3.1
1.7. Визуальная культура в системе маркетинговых коммуникаций Сам. работа 3 26 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Концепции, формы и особенности современного искусства
2.1. Введение в общую проблематику изучения современной истории искусства Лекции 3 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Основные этапы и характерные особенности формирования современного искусства и дизайна. Практические 3 4 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Модернизм: интернациональный стиль в дизайне и визуальных коммуникациях Лекции 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Поп культура и визуальные коммуникации Практические 3 2 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Содержание основных современных подходов, учений, школ и направлений, изучающих и объясняющих создание художественного образа. Сам. работа 3 26 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.6. Современная визуальная культура и коммуникации Сам. работа 3 20 ПК-4 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сальникова, Е. Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : Государственный институт искусствознания. - Москва : Прогресс-Традиция, , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473543
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Турчин, В.С. Образ двадцатого... в прошлом и настоящем: Прогресс-Традиция, , 2003 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=44363
Л2.2 Агратина, Е. Е. Искусство XX века: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Винкельман, И. И. Об искусстве. : Избранные произведения Москва : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426589
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Он-лайн галерея современного искусства artonline24.ru
Э2 Как понимать современное искусство. Лекция Марата Гельмана www.youtube.com
Э3 История современного искусства. Он-лайн курс openedu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.