МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о развитии искусства от древности до современности с учетом культурного контекста различных эпох
систематизировать и обобщить теоретический материал по истории искусства
научить студентов оценивать достижения искусства, анализировать различные явления художественной культуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 готовностью к постоянному накоплению знаний в области теории и истории искусства, позволяющих осознавать роль искусства в человеческой жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и историю искусства, художественный язык, выразительные средства в различных видах искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и описывать произведения искусства, используя основные понятия искусствознания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с учебно-методической, научной литературой, информационными ресурсами по проблематике курса и использования полученных знаний в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет истории искусства. Введение в курс.
1.1. Предназначение искусства. Предмет и специфика языка искусства. Предпосылки зарождения искусства. Функции искусства. Виды и жанры искусства. Искусство в системе культуры. Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Основные понятия и категории искусства, историко-художественные эпохи и этапы, стилистические направления. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Первобытное искусство.
2.1. Изучение основной и дополнительной литературы.Периодизация первобытного искусства. Палеолитическая пещерная живопись и скульптура. Формы предыскусства. Образ зверя и человека в монументальном и мобильном искусстве палеолита. Петроглифы и наскальные росписи мезолита и неолита. Неолитическая керамика. Декоративно-прикладное искусство эпох неолита, бронзы и железа. Мегалитическая архитектура. Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Искусство Древнего Египта.
3.1. Изучение основной и дополнительной литературы.Традиционная хронология Древнего Египта. Возникновение египтологии. Деятельность первых египтологов. Архитектура Древнего царства. Особенности скульптуры Древнего царства. Архитектура Среднего царства. Храмовые комплексы и скальные гробницы Нового царства. Реформы Эхнатона, амарнский период в истории египетского искусства. Общая характеристика позднего периода. Египетское искусство в период эллинизма. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Античное искусство.
4.1. Характеристика памятников архитектуры и изобразительного искусства Древней Греции и Древнего Рима и их авторов. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Общая характеристика крито-микенского искусства. Ордерные конструкции в древнегреческой архитектуре. Памятники афинского акрополя. Скульптура древнегреческой архаики. Древнегреческая расписная керамика VII-IV вв. до н.э. Геометрический стиль. Поиск новых форм в скульптуре высокой классики. Общая характеристика скульптуры греческого эллинизма. Основные представители, памятники. Категория портретности в греко-римском искусстве. Устройство древнегреческого театра. Открытия в архитектуре Древнего Рима. Основные памятники римской архитектуры. Помпейская фреска и мозаика. Искусство христианского Рима. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Дороманское и романское искусство Западной Европы.
5.1. Изучение основной и дополнительной литературы.Периодизация искусства западноевропейского средневековья. «Великое переселение народов» и варварская культура. Истоки формирования культуры зрелого средневековья. Общая характеристика дороманского периода. Искусство франков: меровингский и каролингский периоды. Ирландская миниатюра. Декоративно-прикладное искусство Скандинавии. Романика — первый общеевропейский стиль. Архитектура романского стиля. Базиликальный тип храма. Замковая архитектура. Фресковая живопись церквей и декоративно-прикладное искусство. Миниатюра Франции и Италии. Особенности романской скульптуры Франции. Реконкиста и искусство Испании средних веков. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Готическое искусство Западной Европы.
6.1. Обосновать собственное суждение по поводу готического искусства Западной Европы, охарактеризовать скульптуру готических храмов.Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Изменения в конструкции культовых готических зданий. Ранняя, зрелая и поздняя готика. Собор Нотр-Дам-де-Пари. Соборы в Реймсе и Амьене. Собор в Кельне. Особенности английской готической архитектуры. Нарастание реалистичности в изобразительном искусстве. Скульптура готических храмов. Развитие статуарной пластики. Скульптура соборов Нотр-Дам-де-Пари, Реймса и Амьена, Страсбурга. Особенности немецкой готической скупльтуры. Миниатюра готической эпохи. Мастерская Жана Пюселя. Братья Лимбурги. Чешская готическая живопись. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Искусство эпохи Ренессанса
7.1. Вопрос о Возрождении в современном искусствоведении. Гуманистические взгляды эпохи Возрождения. Новые веяния в архитектуре Возрождения. Брунеллески. Открытия Джотто в области живописи. Общая характеристика кватроченто. Вклад Боттичелли в развитие итальянской живописи. Творческий путь Леонардо да Винчи. Основные работы Микеланджело. Характерные особенности живописи Рафаэля. Открытия венецианской школы (Джорджоне, Тициан). Феномен "Северного Возрождения". А.Дюрер - новое слово в живописи Северной Европы. Темы и образы живописи И.Босха. Особенности образной системы П.Брейгеля. Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Искусство Византии и Русское искусство до 18 века.
8.1. Особенности византийской культуры. Культурное влияние Византии. Базиликальный и центрический храмы. Происхождение крестово-купольного храма. Система выразительных средств византийской живописи (иконопись, смальтовая мозаика). Архитектура Византии. Трехнефная базилика. Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Стили в европейском искусстве 17 века. Искусство Барокко. Реализм в искусстве Голландии и Испании.
9.1. Изучение основной и дополнительной литературы.Барокко как направление в искусстве. Новые представления о времени и пространстве. Специфика восприятия натуры и ее перевоплощение в барокко. Портрет и его функция. Караваджо, Ж. Латур. Академия братьев Караччи. Гвидо Рени, Рубенс, Ван Дейк. Лоренцо Бернини как мастер барокко. Натюрморт как барочный жанр. Место Рембрандта в истории европейской станковой живописи. Бытовой, пейзажный и натюрмортный жанры в искусстве «малых голландцев». Творчество Веласкеса. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 10. Стили в Европейском искусстве 18 века. Искусство Рококо и Классицизм во Франции.
10.1. Изучение основной и дополнительной литературы.Особенности искусства XVIII в. Творчество А.Ватто. Декоративно-прикладное искусство рококо. Севрский фарфор. Творчество Ф.Буше и Ж.Б.Фрагонара. Мелкая пластика Э.М.Фальконе. Техника пастели в творчестве М.Э.Фальконе. Творчество Ж.Б.Шардена. Н.Пуссен как родоначальник классицизма во французской живописи. Архитектура классицизма. Темы, идеи, образы живописи Ж.Л.Давида. Классицизм и рококо в творчестве Ж.Гудона. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 11. Стили и направления в западноевропейском искусстве первой половины — середины 19 в.
11.1. Политическое, экономическое и духовное состояние Европы после Великой французской буржуазной революции. Романтизм как направление в искусстве и литературе. Понятие "немецкой романтической школы". Влияние философских идей Канта, Шеллинга, Фихте и Шлейермахера на становление романтической концепции мира и человека. Типологические параллели в литературе и живописи немецкого романтизма. Каспар Давид Фридрих. Творческий путь Э.Делакруа. У.Тернер - новое слово в маринистике. Сравнительная характеристика романтизма и реализма. Реалистическая живорпись Ж.Ф.Милле. Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
11.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 3 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 12. Европейское искусство рубежа 19- 20 вв.
12.1. Характерные особенности искусства рубежа XIX - XX веков. Элитарное и массовое искусство. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Основные тенденции в зарубежной культуре и искусстве XX века. Кубизм П.Пикассо. Фовизм А.Матисса. А.Бретон, М.Эрнст, С.Дали. Зарождение поп-арта. Инсталляции М.Дюшана. Поп-арт и кич. Э.Уорхол, Р.Раушенберг, Х.Арп. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 13. Искусство России 18 века.
13.1. Выработка собственного понимания и оценки художественных явлений в русском искусстве XVIII века. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
13.2. Изучение основной и дополнительной литературы.Реформы Петра I. Западноевропейские влияния. Рост национального самосознания. Светское искусство — качественно иная культура нового времени. Составляющие русской культуры периода Нового времени. Новые функции архитектуры, градостроительство. Академия Художеств как первый художественный центр. Рококо, классицизм, сентиментализм. Архитектура русского классицизма. В. Баженов, М. Казаков. Живопись 18 в. И. Никитин, А. Матвеев, И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов, Ф. Рокотов, П. Ротари, Г. Гроот, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Историческая живопись, бытовой жанр, пейзаж. Графика. Русские скульптуры 2-ой половины 18 века. Сам. работа 1 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 14. Русское искусство 19 в.
14.1. Русское искусство позднего классицизма. Отечественная война 1812 года как основной критерий эволюции русского искусства первой трети XIX века. Восстание 1825 года и его влияние на русское искусство. Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
14.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
14.3. Развитие романтических тенденций в русском изобразительном искусстве XIX века. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
14.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 15. Отечественное искусство 20 в.
15.1. Изучение основной и дополнительной литературы.Русский авангард. Супрематизм К.Малевича. Абстрактное искусство В. Кандинского. Утверждение социалистического реализма в искусстве 1930-х гт. Тема Великой Отечественной войны в советской живописи. «Суровый стиль». Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 16. Искусство Алтая.
16.1. Традиций Академии художеств на Алтае. Ансамбль Демидовской площади. Первые профессиональные живописцы на Алтае. Творчество Г.Гуркина, А.Никулина. Лекции 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.2. Художественная жизнь Алтая первой половины XX в. Деятельность Союза художников на Алтае. Роль Новоалтайского художественного училища в художественной жизни Алтая. Современная алтайская живопись. Практические 1 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.3. Изучение основной и дополнительной литературы.Творческое наследие художников Алтая. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Сам. работа 1 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.4. Экзамен 1 9 ОПК-4 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Искусство.ru www.iskusstvu.ru/
Э2 Исторические и современные здания www.antica.lt
Э3 Всемирная история www.historic.ru/
Э4 Курс «История культуры и искусства» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах.