МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая иммунология и иммунологические методы исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 76 49 76
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 135 108 135

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Требухов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Клиническая иммунология и иммунологические методы исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 Биология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомления обучающихся с основными видами патологий иммунной системы, их клиническими и лабораторными проявлениями.
методов и аппаратуры для исследования иммунных нарушений, применяющися в клинической практике.
основных терапевтических подходов, применяющися к лечению иммунной патологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью генерировать новые идеи и методические решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы проектирования и выполнения клинических иммунологических исследований для диагностики иммунных нарушений.
- современную аппаратуру и вычислительные комплексы для выполнения клинических лабораторных исследований
- методы проектирования иммунологического исследования 1-2 уровня.
3.2.Уметь:
3.2.1.-применять методические основы проектирования иммунологического исследования в практической клиничесской деятельности.
-использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы для выполнения иммунологических лабораторных исследований.
-самостоятельно применять рутиннные и экспериментальные методы исследования иммунной системы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами проектирования, выполнения лабораторных иммунологических и гематологических исследований, с использованием современной лабораторной аппаратуры и вычислительных средств.
-методами забора, хранения и приготовления образцов крови для гематологического анализа.
-современными математическими методами анализа результатов исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Иммунология как наука. Предмет и задачи иммунологии. Лекции 4 0 Л1.1, Л3.1, Л2.4
1.2. История развития иммунологии. Значение достижений иммунологии для практической деятельности человека. Теории иммунитета.Формирование иммунитета у животных и человека. Сам. работа 4 2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.4
Раздел 2. Общая характеристика системы иммунитета. Неспецифический Иммунитет
2.1. Общая организация иммунной системы организма млекопитающих.Органы иммуной системы. Врожденный иммунитет. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Определение фагоцитарной активности полиморфоядерных лейкоцитов Тест восстановления цитросинего тетразолия (НСТ-тест). Лабораторные 4 10 Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета. Сам. работа 4 4 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Общая характеристика специфического (лимфоцитарного) иммунитета
3.1. Общая характеристика и классификация антигенов. Типы специфичностей антигенов. Клетки иммунной системы: В- и Т-лимфоциты, антигенпрезентирующие клетки. Лекции 4 0 Л1.1, Л1.2, Л2.4
3.2. Эффекторные функции клеток иммунной системы: клеточный и гуморальный иммунный ответ. Центральные и периферические органы лимфоидной системы, их структура и функции в иммунном ответе. Сам. работа 4 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Молекулярная иммунология
4.1. Иммуноглобулины, особенности их строения и функций. Значения и механизмы формирования пространственной организация антигенсвязывающего участка иммуноглобулинов. Соматическая рекомбинация генов легких и тяжелых цепей иммуноглобулинов – основа вариабельности иммуноглобулинов. Общая характеристика строения и функций различных классов иммуноглобулинов. Антигенраспознающие рецепторы. Иммуноглобулиновые рецепторы В и Т-клеток. Соматическая рекомбинация генов ТКР. Участие ко-рецепторов CD4 и C CD8 при распознавании антигенов ТКР. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.4
4.2. Количественное определение иммуноглобулинов методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. Лабораторные 4 8 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Структурная организация и значение главного комплекса гистосовместимости (МНС). Природные функции продуктов МНС. Терминология и законы трансплантации. Кодоминантное наследование полиморфизма и полигенных признаков. Генетическая организация и основные белки комплекса МНС у мышей и человека. Процессирование микробных и вирусных антигенов антигенпрезентирующими клетками (АПК). Экспрессия на мембране АПК комплексов "молекула гистосовместимости-пептид".Участие корецепторов CD4 и CD8 при распознавании антигенов ТКР. Цитокины. Разнообразие цитокининов и их функций. Общая хараткеристика и функции интерлейкина, факторы некроза опухолей (ФНО-А) и других цитокининов. Сам. работа 4 12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.4
Раздел 5. Клеточная иммунология
5.1. Структурно-функциональная организация Т и В-систем иммунитета.Механизы и значение антигеннезависимой дифференцировки Т и В-лимфоцитов.Т-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов в тимусе. Формирование основных субпопуляций Т-клеток. Положительная и отрицательная селекция клеток в тимусе. Миграция тимоцитов в периферические органы и лимфоидные образования. Лекции 4 0 Л1.1, Л2.3
5.2. Определение субпопуляций лимфоцитов с помощью моноклональных антител. Лабораторные 4 6 Л2.2, Л1.1, Л2.3
5.3. В-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов в костном мозге. Участие стромальных клеток. Основные этапы дифференцировки. Селекция В-клеток. Миграция В-клеток на периферию. Сам. работа 4 15 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Иммунный ответ и взаимодействие клеток
6.1. Общая характеристика иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунные ответы. Основные различия первичного и вторичного ответов. Применение вакцин для предупреждения заболеваний. Клеточный иммунный ответ. Основные реакции клеточного иммунитета. Дифференцировка наивных СД4 Т-клеток в Тн1- и Тн2-клетки. Способы активации наивных СД8 Т-клеток. Механизмы цитотоксического действия СД8 Т-клеток и натуральных киллеров. Лекции 4 2 Л1.1
6.2. Гуморальный иммунный ответ. Активация В-лимфоцитов на периферии. Тимуснезависимая дифференцировка В-клеток. Кооперативное взаимодействие с АПК. Образование активных антителопродуцентов. Генетический контроль иммунного ответа. Характер наследования силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа и их фенотипический продукт. Иммунологическая толерантность. Открытие иммунологической толерантности. Клеточные основы толерантности. Толерантность В- и Т-клеточного типа. Роль супрессоров. Искусственное создание толерантности. Регуляляция иммунитета, роль гормонов и биологически-активных веществ. Сам. работа 4 20 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Нарушения иммунитета
7.1. Реакции гиперчувствительности. Реакции гиперчувствительности I, II и III типов. Пусковые механизмы этих реакций. Медиаторы аллергических реакций. Механизмы повреждений. Десенсибилизация. Гиперчувствительность замедленного IV типа. Реакции туберкулинового и гранулематозного типов. Лекции 4 2 Л1.1, Л3.1
7.2. Аутоиммунные процессы и заболевания. Аутоиммунные заболевания, инициированные антителами и Т-лимфоцитами. Механизмы аутоиммунных реакций. Генетические факторы. Иммунодефицитные состояния. Врожденная (первичная) иммунологическая недостаточность. В-клеточные и Т-клеточные иммунодефициты. Общая характеристика и причины вторичной иммунологической недостаточности. Сам. работа 4 17 Л2.1, Л1.1
7.3. Экзамен 4 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Галактионов.В.Г. Иммунология: учеб. для вузов М. : Академия, 2004
Л1.2 Лолор П Клиническая иммунология: М., 1997 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова Н.А. Иммунология:: учеб. пособие/ Новосибирск : НГУ, 2006 www.lib.asu.ru
Л2.2 Н. А. Попова Новая иммунология: учеб. пособие Новосибирск: [НГУ], 2012 www.lib.asu.ru
Л2.3 Требухов А.В. Практикум по иммунологии: учебно-методическое пособие Барнаул: .Изд-во ООО "Пять плюс", 2016 60
Л2.4 Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Мешкова Р.Я. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2014 www.studentlibrary.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Мешкова Р.Я. Клиническая иммунология и аллергология с основами общей иммунологии: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2012 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Дополнительные источники :
1. Медлинкс (клиническая иммунология)[электронный ресурс]: http://www.medlinks.ru/topics.php?op=topic&topic=56
2. Иммунология и аллергология [электронный ресурс]: http://allimmunology.org/gumoralnyj-immunitet

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
227Л лаборатория физиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 8 шт.; весовой стол; химической посуды; реактивы; 2 раковины; компьютер: марка Aquarius модель Pro P30 S46 - 1 единица; стационарный проектор: марка Casio XJ модель M140 - 1 единица; стационарный экран: марка Digis Optimal-C 1:1 111" (200*200) модель MW DSOC-1103 - 1 единица; монитор: марка Acer модель AL 1917; шкаф вытяжной ЛАБ-900 ШВ-Н ЛОиП; сухожаровой шкаф; весы электронные ВСП-0,5/0,1-1; термометры автоматические и водные; автоматический гематологический анализатор в комплекте Mythic 22; глюкометр ONE TOUCH ULTRA; коагулометр автоматический MaxmatPL Coag с принадлежностями; анализатор оценки баланса водных секторов организма МЕДАСС; капнометр ультразвуковой КП-01 ЕЛАМЕД; электрокардиограф ЭК1Т-07; индикатор глазного давления; динамометр кистевой ДК-100; спирометр сухой портативный; тазомер акушерский; ростомер электронный РЭП; термометр Checktemp; тонометр OMRON М6 Comfort с адаптером; холодильник «Саратов»; спиртовые горелки; дозаторы автоматические 0,5*5 мл, 1-10 мкл, 10-100 мкл, 100-1000 мкл; камера УФ-бактерицидная КВ-02-«Я»-ФП; облучатель-рециркулятор УФ-бактерицидный «СИБЭСТ-20»; полка ультравиола-ультрафиолет; тонометры МТ-20; штатив Rekam QPod S-500; комплект лабораторной посуды и реактивы для проведения лабораторных работ по физиологии.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины "Клиническая иммунология".
Дисциплина включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, практические или (лабораторные) занятия, самостоятельную работу.
Изучение данной дисциплины строится по модели смешанного обучения, при котором работа в аудитории (лекции, лабораторные работы), сочетается с самостоятельной работой в электронной среде (СДО Moodle, https://portal.edu.asu.ru).
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете.
Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных
в РПД источников.
Практические (лабораторные) занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами.
В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы.Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета (или экзамена).
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различныхметодов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом или лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической аттестации за проявленное усердие при освоении дисциплиныили по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.