МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в педагогическую деятельность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильМатематика/Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_МиЭ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Введение в педагогическую деятельность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами системы категорий и понятий, раскрывающих сущность педагогической деятельности, особенности общей и профессиональной культуры педагога;
овладение методами профессионально-педагогического развития, анализа современных требований к уровню профессиональной компетентности педагога.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
ОПК-3 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-7 Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы возникновения и развития педагогической профессии;
перспективы равиятия педагогической профессии;
природу педагогической деятельности;
структуру педагогической деятельности;
профессионально обусловленные требования к личности педагога;
виды педагогической деятельности;
структуру педагогической деятельности;
взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога;
сущность профессиональной культуры педагога;
уровни профессиональной культуры педагога;
аедагогические ценности;
понятие профессиональной компетентности педагога;
структуру профессиональной компетентности педагога;
требования стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога;
пути овладения педагогической профессией.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять социальное взамиодействие и реализовывать свою роль в команде;
управлять своим временем;
выстраивать и реализовывать траекторию своего личностного и профессионального развития;
взаимодействовать с участниками образовательных отношений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями осуществления своей профессиональной деятельности в соотвествии с нормативными правовыми актами и нормами профессиональной этики;
способами разработки основных и дополнительных образовательных программ;
успешно взаимодействовать в различных ситуациях педагогического общения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность
1.1. Общая характеристика педагогической профессии Практические 1 1 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Общая характеристика педагогической профессии Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Профессиональная деятельность и личность педагога Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.4. Общая характеристика педагогической деятельности Практические 1 1 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.5. Общая характеристика педагогической деятельности Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.6. Гуманистическая, творческая, коллективная природа педагогической деятельности Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.7. Основные виды педагогической деятельности Практические 1 1 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.8. Основные виды педагогической деятельности Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.9. Структура педагогической деятельности Практические 1 1 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.10. Структура педагогической деятельности Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.11. Задачная структура педагогической деятельности Практические 1 1 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.12. Задачная структура педагогической деятельности Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.13. Профессиональная компетеность педагога Практические 1 1 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.14. Профессиональная компетеность педагога Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.15. Профессиональная культура педагога Сам. работа 1 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.16. Педагогические ценности Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.17. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога Сам. работа 1 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.18. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя Сам. работа 1 8 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.19. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы Сам. работа 1 6 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.20. Зачет Зачет 1 4 УК-3, УК-6, ОПК-1, ОПК-3, ОПК-7, ОПК-8 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.3 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов (Учебное пособие) СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.2 М. Н. Фроловская ; [науч. ред. Ю. В. Сенько] Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.3 Ю. В. Сенько Стиль педагогического мышления в вопросах: учеб. пособие М. : Дрофа, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE " Введение в педагогическую деятельность" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.