МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурно-исторический и деятельностный подход в психологической практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-23- 2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 52
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 52 83 52 83
Часы на контроль 4 9 4 9
Итого 72 108 72 108

Программу составил(и):
д-р псих. наук, зав.каф., Каширский Д.В.;ст. преп., Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
канд.псих.наук, доц., Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой Каширский Д.В., д-р психол. наук, проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является комплексное рассмотрение теории и практики культурно-исторического и деятельнотсного подходов в психологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.суть процессов диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
суть процессов как создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
понятие психологического консультирования как метода оказания психологической помощи, его цели, задачи, принципы, функции, основы работы с клиентом в индивидуальном формате; содержание понятий эмпатия, доверие, контакт, диалог, поддержка, убеждение; особенности психологического консультирования в специальных консультативных случаях; особенности организации и проведения консультативной беседы с учетом возрастных характеристик клиента, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к социальным группам.
современные научные представления о способах и методах выявления потребностей в основных видах психологических услуг, условиях организации работы психологической службы в различных сферах профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать и корректировать психологические свойства и состояния, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария;
проводить консультативную встречу с клиентом по разным психологическим проблемам, в том числе по коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме, формированию и развитию качеств, неоходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды с учетом возрастных особенностей, кризисов развития, факторов риска, гендерной, профессиональной, этнической идентичности.
выявлять потребности в основных видах психологических услуг; в соответствии с выявленными потребностями в психологических услугах проектировать модели организации работы психологической службы и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами диагностики, экспертизы и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;
способами создания программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария;
опытом проведения индивидуальной психологической консультации с клиентом по выявленным психологическим проблемам.
методами и навыками выявления потребностей в основных видах психологических услуг, методами и навыками проектирования и организации работы психологической службы в различных сферах профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология культурно-исторической и деятельностной психологии
1.1. Социокультурный контекст возникновения школы Л.С.Выготского-А.Н.Леонтьева-А.Р.Лурии. Методология неклассической психологии. Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
1.2. Основные положения КИП и ДП в психологии Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
1.3. Истоки (интеллектуальные предшественники) КИП и ДП в психологии Практические 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
1.4. Основные положения КИП и ДП в психологии Практические 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Прикладная культурно-историческая и деятельностная психология
2.1. Возрастная психология: культурно-исторический и деятельностный подходы Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.2. Педагогическая психология: культурно-исторический и деятельностный подходы Лекции 1 2 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.3. Культурно-исторический и деятельностный подходы в возрастной психологии Практические 1 1 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.4. Культурно-исторический и деятельностный подходы в педагогической психологии Практические 1 1 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
2.5. Проблема интериоризации в культурно-исторической психологии и деятельностном подходе Сам. работа 1 38 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Практическая культурно-историческая и деятельностная психология
3.1. Психотерапия в русле культурно-исторического подхода Практические 1 1 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
3.2. Психологическое консультирование: культурно-исторический подход Практические 1 1 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
3.3. Организация образовательной среды (в садике, школе, вузе) в русле культурно-исторического и деятельностного подходов Сам. работа 1 45 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2
3.4. Экзамен 1 9 ПК-5, ПК-6 Л1.3, Л3.2, Л3.1, Л1.5, Л1.4, Л1.6, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Социокультурный контекст возникновения школы Л.С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в зарубежной социологии и психологии.
2. Истоки культурно-исторической теории: психология искусства.
3. Истоки культурно-исторической теории: дефектология.
4. Неклассическая психология Л.С. Выготского.
5. Новая волна Л.С. Выготского в когнитивной науке.
6. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
7. Проблема сознания в культурно-историческом подходе.
8 Натуральные и высшие психические функции (понятие и структура, основные свойства ВПФ, психологические средства личности (психологические орудия).
9. Понятие интериоризации и интеллектуализации (Э. Дюркгейм, Н. Ах, П. Жане, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).
10. Три грани интериоризации в работах Л.С. Выготского.
11. Стадии интериоризации в теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
12. Понятия опосредствования, знакового опосредствования и медиатора в теории Л.С.Выготского.
13. Методика "двойной стимуляции" и ее применение для исследования ВПФ.
14. Понятие деятельности в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
15. Философские основания деятельностного подхода в психологии.
16. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Преодоление постулата непосредственности. Понятие и структура деятельности.
17. Смысловой анализ деятельности.
18. Психика как функциональный орган деятельности.
19. Субъектно-деятельностный подход в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.В.Брушлинский, К.А.бульханова-Славская).
20 Принцип детерминизма. Принцип единства сознания и деятельности.
21. Два типа анализа деятельности (технологический и смысловой). Строение деятельности в технологическом и смысловом анализе.
22. Характеристика деятельности: предметность, неаддитивность, взаимопереходы составляющих деятельности.
Деятельность и отражение (кольцевые отношения деятельности и психики, роль деятельности в определении содержания образов и их формировании, развитие деятельности и психики в эволюции).

исследования опосредствованного запоминания (методика "Пиктограммы", "параллелограмм развития") (А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия) (Е.Е. Соколова, С. 163-169);
исследование процесса формирования понятий (методика Выготского-Сахарова).
7. Проблема культурного развития ребенка (Л.С. Выготский - Скачать).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шаповаленко И. В. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Л. С. Выготский. — ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сорокоумова Е.А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Выготский Л. С. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Выготский Л. С. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Выготский Л. С. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
Л3.2 Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Культурно-исторический и деятельностный подходы в психологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.