МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планv06_03_01_Биология ОЗО-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп, Кузьмина А.С.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Основы психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н.,Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой д.психол.н.,Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение психологических основ психических процессов, состояний, свойств человека, его моделей общения, межличностного взаимодействия;
развитие психологической компетенции;
формирование умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-7 способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о психологии как особой науке, изучающей психический мир личности;
структуру современной психологии, ее базовые категории и понятия и степень изученности психических явлений, проблемы развития психики современного человека;
об основных психических процессах, свойствах и состояниях личности;
о межличностных и межгрупповых отношениях и взаимодействиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить анализ литературы по вопросам психологических особенностей личности и малых групп;
выявлять действие основных механизмов функционирования познавательных, эмоциональных и волевых процессов человека;
отличать формирование и развитие, самосовершенствование индивидуально-психологических черт личности;
проводить общепсихологический анализ психических явлений и психологических фактов;
предвидеть и преодолевать сложности, которые могут возникнуть в процессе межличностного восприятия, коммуникации, взаимодействия с другими людьми.



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью к самоорганизации и самообразованию.
способностью использовать знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии, в просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня биолого-экологической грамотности общества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию
1.1. Место психологии в системе наук о человеке и обществе Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Отрасли психологии и связь психологии с другими науками Сам. работа 5 1 ОК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. История и методы психологии Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Психика и сознание
2.1. Мозг и психика Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Мозг и психика Сам. работа 5 8 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Диагностические возможности исследования функциональной асимметрии головного мозга человека Практические 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Сознание. Соотношение сознательного и бессознательного. Сам. работа 5 5 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Психологическая теория деятельности Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Психические процессы
3.1. Память как процесс отражения прошлого опыта Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Исследование сенсорно-перцептивных процессов и памяти человека Практические 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Мышление и воображение как особый вид психических процессов Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Психология мышления и воображения Сам. работа 5 5 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Психические состояния человека
4.1. Общая характеристика психических состояний Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Психологические особенности измененных состояний сознания человека Практические 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Психическая регуляция поведения и деятельности Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Приемы тренировки внимания Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Психологическое воздействие цвета и формы на эмоциональные и волевые состояния человека Практические 5 2 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Эмоции и чувства Сам. работа 5 3 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Психология личности
5.1. Индивидные и индивидуально-психологические особенности личности Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Темперамент как динамическая характеристика личности Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Диагностические возможности и ограничения исследования индивидуально-психологических особенностей личности Практические 5 2 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Теории темперамента Сам. работа 5 6 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Характер: общее представление Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.6. Проблема самосовершенствования черт характера, повышения психологической культуры личности Практические 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.7. Способности Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Общение как социально-психологический феномен. Психология малой группы.
6.1. Общение и речь Сам. работа 5 5 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Межличностные отношения и взаимодействия Сам. работа 5 5 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Проблема группы в социальной психологии Лекции 5 1 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Психология малых групп Практические 5 2 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.5. Межгрупповые отношения и взаимодействия Сам. работа 5 5 ОК-7, ПК-7 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие научной и житейской психологии.
Современные психологические школы: психоанализи, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальт-психология.
Понятие о методах психологии.
Психология человека и животных.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Основные этапы становления психологии.
2. Выдающиеся психологи, на примере 5 ученых.
3. Психофизические эксперименты исследования ощущений.
4. Приемы развития памяти человека.
5. Развитие памяти в фило- и онтогенезе.
6. Мнемические приемы тренировки памяти человека.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в прикрепленном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев А.Н. ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Елисеев О. П. ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Психология / Основы психологии" portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э5 1. Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
VLS mediaplayer
Media Player Classic
Microsoft Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.