МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_03_01_ПС-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 110
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 110 74 110 74
Итого 144 108 144 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ направление 37.03.01 "Психология" Степень (квалификация) - бакалавр психологии. Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 946. Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.псхн. Каширский Д.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 24.05.2018 г. № 5
Заведующий кафедрой профессор, д.псхн. Каширский Д.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения дисциплины: помочь сформировать научно обоснованные, целостные представления о современном состоянии проблемы юридической психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
ПК-12 способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основных психологических закономерностях системы «человек-право»; основах профессиограммы юридических профессий; внутренних личностных предпосылках, способствующих созданию криминогенных ситуаций; факторах формирования личности потерпевшего; закономерностях психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде; психологических сторонах перевоспитания лиц, совершивших преступление.

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать и оценить знания о психологических особенностях личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего; о психологии осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбывания наказания; о психологическом содержании деятельности работников правоохранительных органов, о факторах профессиональной деформации и ее предупреждении у работников правоохранительных органов; об основах судебно-психологической экспертизы.

Уметь: учитывать психологические особенности личности преступника, преступных групп, личности потерпевшего, осужденных; предупреждать профессиональную деформацию у работников правоохранительных органов; применять познания в области современной психологической диагностики, производить отбор методов и методик исследования в системе «человек-право»; ориентироваться в системе психических состояний, в закономерностях взаимодействия человека со средой.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления рекомендаций по ресоциализации осужденных и реадаптации их после отбывания наказания; приемами по составлению рекомендаций по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика основ юридической психологии
1.1. Основы юридической психологии Лекции 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Основы юридической психологии Сам. работа 7 10 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. История развития юридической психологии Практические 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.4. Подобрать и проанализировать методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста; методы психологического воздействия на личность; методы судебно-психологической экспертизы, используемые специалистами-психологами в сфере правоохранительной деятельности Сам. работа 7 20 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Психология юридического труда Сам. работа 7 10 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Психология личности и деятельности в системе права
2.1. Психологические процессы в профессиональной деятельности юриста Лекции 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1
2.2. Психологические, познавательные процессы в профессиональной деятельности юриста Практические 7 4 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.2
2.3. Эмоции, чувства, психические состояния и их психолого-правовая оценка Лекции 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Эмоции, чувства, психические состояния и их психолого-правовая оценка Практические 7 4 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о них в практической деятельности юриста Практические 7 4 ПК-6, ПК-12 Л1.1
2.6. Социализация личности Лекции 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.7. Разработать рекомендации по нейтрализации юристом негативного воздействия на психику состояний эмоциональной напряженности в своей практической деятельности Сам. работа 7 14 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Судебная психология
3.1. Криминальная психология Лекции 7 4 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1
3.2. Психология потерпевшего Сам. работа 7 10 ПК-6, ПК-12 Л1.1
3.3. Психология несовершеннолетних Практические 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.2
3.4. Использование психолога в качестве консультанта, специалиста и эксперта Практические 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л1.3
3.5. Психология судебного процесса Лекции 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1
3.6. Исправительно-трудовая психология Практические 7 2 ПК-6, ПК-12 Л1.1, Л2.2
3.7. Подготовка к составлению и защите программ по адаптации осужденных к условиям жизни на свободе Сам. работа 7 10 ПК-6, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
• Охарактеризовать направления исследований юридической психологии.
• Раскройте предмет и задачи психологии юридического труда.
• Понятие и основные свойства, закономерности ощущений, восприятий и их роль в практической деятельности юриста.
• Роль памяти, мышления, интуиции, воображения в решении правовых задач.
• Раскройте понятия «эмоции», «чувства», «психические состояния» и дайте им психолого-правовую оценку.
• Характер и его роль в профессиональной деятельности юриста.
• Охарактеризуйте психологические аспекты вины.
• Раскройте предмет и задачи криминальной психологии.
• Дайте психологическую характеристику потерпевшего.
• Каковы психологические особенности полемики в судебном процессе.
• Назовите задачи исправительно-трудовой психологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Особенности биогенетического подхода в развитии юридической психологии.
2.Специфика личностно-ориентированного подхода в юридической психологии.
3.Возрастные особенности подросткового периода, способствующие тому, что они становятся жертвой преступления.
4.Основные психологические характеристики жертв преступления.
5.Основные задачи ресоциализации.
6.Характеристика структуры коллектива осужденных.
7.Основные факторы ресоциализации.
8.Основные методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.
9.Основные проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
10.«Крестные отцы» в тюремном интерьере.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Темы творческих заданий.

1. Составить программу наблюдения за поведением подростка в конфликтных ситуациях.
2. Составить письменную характеристику особенностей общения и поведения клиента в зависимости от выявленного у него типа акцентуации характера, которая бы включала:
- черты, привлекательные для окружающих;
- черты, отталкивающие и способствующие конфликту;
- ситуации, в которых возможен конфликт.
3. Сформулировать основные источники власти, которые используют организаторы преступных групп для сохранения лидерства среди своих членов.
4. Какие вопросы может поставить суд перед экспертом-психологом в рамках различных видов экспертиз.
5. Можно ли утверждать, что сама формулировка материально-правовой нормы определяет выбор эксперта?
6. И если да, то каким образом.
7. Составить профилактическую программу «Побеги (самовольные уходы) и их профилактика».
8. Составить коррекционно-профилактическую программу алкоголизма, чифиризма, токсикомании и наркомании в местах социальной изоляции.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аминов И. И. Юридическая психология : учебное пособие для вузов М.: Юнити-Дана, , 2012 elibrary.asu.ru
Л1.2 Романов В.В. Юридическая психология: учебник М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079.
Л1.3 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология. : Учебгик. М.: ЮРАЙТ, 2012 www.biblio-online.ru/book/83436326-8555-48D8-8E35-154512F0FDD9.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семенова О.В. Юридическая психология: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Смирнов В.Н. Юридическая психология.: Учебн. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rsl.ru, www.akunb.altlib.ru.
Э2 http://www.biblioclub.ru/
Э3 http://www.annualreviews.org/journal/psych - на английском
Э4 http://www.sciencemag.org/cgi/collection/psychology - на английском
Э5 http://elibrary.ru/titles.asp - на английском
Э6 http://nasledie.enip.ras.ru/unicollections/list.html?id=42033925
Э7 http://psylib.kiev.ua/
Э8 http://azps.ru/
Э9 Курс в Moodle "Юридическая психология (Институт психологии)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Основным ориентиром по изучению спецкурса «Юридическая психология» является учебно-методический комплекс, в котором представлена вся необходимая информация.
2. Для более глубокого изучения спецкурса рекомендуется выполнять творческие задания по предложенным вопросам.
3. При подготовке к семинарским занятиям читать, кроме базовой научной литературы, дополнительную, просматривать передачи по телевидению, относящиеся к теме занятия («Особо опасен», «Криминальная Россия», «Следствие вели» и т. п.).