МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дендрометрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план35_03_10_ЛА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.;ст. преп., Шумилина С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Дендрометрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.03.10 ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.03.2015г. №194)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области дендрометрии, овладение ими теорией и практикой количественной и качественной оценки насаждений, деревьев, лесных массивов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью проведения ландшафтного анализа, оценки состояния растений на этапе предпроектных изысканий
ПК-12 способностью применять современные методы исследования в области ландшафтной архитектуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- современные методы исследования в области ландшафтной архитектуры;
- методы дендрометрии растущих деревьев, древостоев, насаждений;
- ландшафтные показатели насаждений, закономерности роста и строения древостоев в условиях пригородной и городской среды;
- основные положения базовых дисциплин подготовки и современные методы исследований в области ландшафтной архитектуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.- заложить пробную площадку на определение таксационных показателей, выполнить дендрометрические описания участков в городских насаждениях;
- пользоваться дендрометрическими приборами и инструментами;
- находить оптимальные решения проблем и конкретных задач в области учета и оценки городских лесонасаждений;
- применять полученные знания в практической работе;
- выполнять работы по ландшафтной таксации и оценке зеленых насаждений в городской среде;
- проводить математико-статистическую обработку результатов измерений и наблюдений, использовать компьютерные программные продукты;
- оценивать сосотояние растений на этапе предпроектных изысканий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применения методов дендрометрии отдельного дерева, совокупности деревьев, древостоя, насаждений;
- практического использования знаний по таксации городских насаждений;
- применения основных математико-статистических методов анализа эксперимента; определения видового разнообразия лесных фитоценозов, методов и средств получения, хранения и обработки информации;
- навыками применения современных методов исследования в области ландшафтной архитектуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль и значение таксации лесных и садово-парковых насаждений
1.1. Дендрометрические параметры, характеризующие отдельное дерево, совокупность отдельных деревьев. Способы таксации. Лекции 2 4 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Древостой как элемент леса Практические 2 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Таксация срубленных деревьев и их частей. Практические 2 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Древостой как элемент леса. Таксация срубленных деревьев и их частей. Способы таксации Сам. работа 2 10 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Таксация насаждений. Способы определения таксационных показателей
2.1. Таксация насаждений. Способы определения таксационных показателей Лекции 2 4 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Сортиментация леса на корню. Понятия, задачи, объекты, методы сортиментации леса Практические 2 4 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Понятия, задачи, объекты, методы сортиментации леса Сам. работа 2 10 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Инвентаризация лесного фонда. Понятие о лесном фонде и его разделение по категориям земель
3.1. Инвентаризация лесного фонда. Понятие о лесном фонде и его разделение по категориям земель Лекции 2 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Инвентаризация лесного фонда. Практические 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Понятие о лесном фонде и его разделение по категориям земель Сам. работа 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Основы ландшафтной дендрометрии и оценки зеленых насаждений в городской среде
4.1. Ландшафтная дендрометрия. Характеристика типов лесопарковых ландшафтов Лекции 2 4 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Особенности описания и оценки различных типов парковых насаждений Практические 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Ландшафтная дендрометрия. Характеристика типов лесопарковых ландшафтов Сам. работа 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 5. Подеревная инвентаризация и паспортизация деревьев
5.1. Подеревная инвентаризация и паспортизация деревьев Лекции 2 2 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.2. Подеревная инвентаризацияия деревьев Практические 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Подеревная паспортизация деревьев Сам. работа 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Программа и состав перспективного плана развития лесопарков
6.1. Программа и состав перспективного плана развития лесопарков Лекции 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.2. Программа перспективного плана развития лесопарков Практические 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.3. Состав перспективного плана развития лесопарков Сам. работа 2 6 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 2 10 ОПК-5, ПК-12 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Курсовая работа

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС по дисциплине

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.Н. Беспаленко, А.И. Ревин Лесоводство и таксация : учебное пособие Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2006 biblioclub.ru
Л1.2 Мусиевский, А.Л. Таксация лесных сортиментов: Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беспаленко, О.Н Лесоводство: учебное пособие , 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Мусиевский, А.Л. Таксация лесных сортиментов : справочник : Воронеж : Воронежская государственная лесотехническая академия, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следуетзаписывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских (практических) занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскомузанятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены


8.4. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД курса.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).

- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблем
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В Приложения к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.


Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться.