МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социально-психологической диагностики в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-34-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 151
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 151 151 151 151
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
стпрший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социально-психологической диагностики в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями организации проведения и применения методик социально-психологической диагностики в социальной работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить жизнедеятельность граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления об основных понятиях, подходах и направлениях диагностики в социальной работе
эволюцию теоретических концепций, затрагивающих цели, предмет и содержание диагностики в социальной работе;
представления о возможностях междисциплинарного подхода путём пересечения знаний психологии и социальной работы
осознание значимости использования психологических знаний в социальной работе
представления о применении теоретических знаний на практике, а так же развитию способности к критической оценке собственных знаний и умений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать теоретические и методологические основы диагностики с точки зрения парадигм психологии и социальной работы
применять методы исследований в социальной работе для выявления, формулировки и поиска путей решения проблем в сфере психосоциальной работы
применять полученные знания в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основным понятийно-категориальным аппаратом диагностики в социальной работе
навыками выявления, формулировки и поиска путей решения проблем в сфере психосоциальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психосоциальной диагностики. Ее место в социальной работе.
1.1. Понятие психодиагностики и психосоциальной работы. Их место и роль в системе социальной работы Лекции 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Программное обеспечение психодиагностики Лекции 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы психологической диагностики Практические 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Консультирование в системе психодиагностики Практические 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Апробация различных методик психодиагностики Практические 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Понятие психодиагностики и психосоциальной работы. Их место и роль в системе социальной работы Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Диагностика основных социально-психологических явлений Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Психологические аспекты состояния человека Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.9. Технологии социально-психологической адаптации Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.10. Апробация различных методик психодиагностики Сам. работа 4 17 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Психосоциальная работа
2.1. Психосоциальная работа с индивидом Практические 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Психосоциальная работа с группой Практические 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Апробация различных методик психодиагностики Практические 4 2 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Психисоциальная работа: ее место и роль в системе социальной работы Сам. работа 4 16 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реаблитации Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Психосоциальная работа с индивидом Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Психосоциальная работа с группой Сам. работа 4 14 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Апробация различных методик психодиагностики Сам. работа 4 20 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Экзамен 4 13 ПК-1 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для экзамена:
1.Понятие психодиагностика и психосоциальной работы.
2.История становления психологической диагностики. Этапы социально-психологической диагностики.
3.Трудная жизненная ситуация, критическая ситуация, напряженная ситуация (характеристика)
4.Методы социально-психологической диагностики.
5.Принципы и методы психосоциальной работы.
6.Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования
7.Психодиагностическое обследование. Психологический диагноз.
8.Психотерапевтические школы и направления.
9.Психическое здоровье человека. Понятие психологической коррекции.
10.Социально-психологическая помощь.
11.Группы самопомощи и самоподдержки. Формы и методы работы в группах самопомощи.
12.Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
13.Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.
14.Понятие и принципы психосоциального консультирования.
15.Этапы психосоциального консультирования (общая и текущая диагностика).
16.Методы и формы психосоциального консультирования. Особенности организации консультативной беседы.
17.Проективные методы и подходы к исследованию личности.
18.Понятие социальной и психологической адаптации. Характеристика адаптивных механизмов.
19.Виды и структура социальной и психологической адаптации.
20.Сущность метода групповой работы
21.Содержание группового процесса. Динамика групповых процессов
22.Виды групп в тренинговом процессе (любой вид по желанию)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы для контрольной работы:
1.Понятие психодиагностика и психосоциальной работы.
2.История становления психологической диагностики. Этапы социально-психологической диагностики.
3.Методы социально-психологической диагностики.
4.Принципы и методы психосоциальной работы.
5.Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования
6.Психодиагностическое обследование. Психологический диагноз.
7.Психотерапевтические школы и направления.
8.Психическое здоровье человека. Понятие психологической коррекции.
9.Социально-психологическая помощь.
10.Группы самопомощи и самоподдержки.
11.Формы и методы работы в группах самопомощи.
12.Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
13.Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.
14.Понятие и принципы психосоциального консультирования.
15.Этапы психосоциального консультирования (общая и текущая диагностика).
16.Методы и формы психосоциального консультирования.
17.Особенности организации консультативной беседы.
18.Проективные методы и подходы к исследованию личности.
19.Понятие социальной и психологической адаптации. Характеристика адаптивных механизмов.
20.Виды и структура социальной и психологической адаптации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. Н.С. Хрусталевой Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учебник Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие Казань : Познание, 2009 biblioclub.ru
Л1.3 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология : учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 авт.-сост. И.В. Черникова Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях: практикум Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Зарипова, И.Р. Экспериментальная психология и психодиагностика: учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.