МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка и оценка социальных программ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.;старишй преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Разработка и оценка социальных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами теоретическими и прикладными аспектами в области социального проектирования;
овладение знаниями о сущности программно-целевого подхода в управлении социальной сферой;
формирования умения разрабатывать документы для участия в конкурсах социальных проктов и анализировать возможность их участия в грантовом конкурсе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14 способностью к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и процедуры разработки и оценки социальных программ
возможности социальных программ в управлении социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать потенциал социальных программ и проектов в решении проблем социальной работы
осуществлять поиск конкурсов социальных проектов,направленных на решение проблем в области социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком написания программного документа и конкурсных документов;
способностью осуществлять мониторинг социальных программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Программно-целевой механизм управления социальной работой
1.1. Социальное проектирование, как инструмент управления социальной сферой Лекции 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Практические 5 4 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Сам. работа 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Лекции 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Практические 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Сам. работа 5 8 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Разработка и реализация социальных программ
2.1. Стратегия и этапы разработки социальных программ. Лекции 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Стратегия и этапы разработки социальных программ Практические 5 8 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Стратегия и этапы разработки социальных программ Сам. работа 5 7 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Подготовка и написание проектной заявки Лекции 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Подготовка и написание проектной заявки Практические 5 8 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Подготовка и написание проектной заявки Сам. работа 5 8 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Мониторинг и оценка социальных программ Лекции 5 2 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Мониторинг и оценка социальных программ Практические 5 6 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Мониторинг и оценка социальных программ Сам. работа 5 10 ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие социального проектирование и программирования.
2. Взаимосвязь социальных проектов и социальных инноваций с социальной работой
3. История социального программирования и проектирования в России.
4. Социальная программа, социальный проект как форма управления
5. Виды проектов и программа: общее и специфическое
6. Уровни разработки социальных программ: особенности разработки
7. Понятие стратегического планирования
8. Жизненный цикл проекта/программы
9. Составные части проекта и их краткая характеристика
10. Межсекторное взаимодействие в области разработки и реализации социальных программ и проектов: достижения, проблемы и перспективы сотрудничеств
11. Конкурс социальных проектов
12. Особенности выделения грантовой поддержки для НКО
13. Индикаторы успешности социального проекта , программы
14. Оценка социального проекта на этапе разработки
15. Оценка социального проекта на этапе реализации и после его окончания
16. Мониторинг в социальных проектов, программ
17. Сущность оценки социальных проектов, программ
18. Межсекторное взаимодействие в социальном проектировании
19. Положение о грантах: цели документа, виды, характеристики
20. Региональные, федеральные конкурсы грантов: цели, задачи общее и специфичное
21. Механизм предоставления грантовой поддержки
22. Трудности и проблемы реализации социального проекта.
23. Этапы разработки проектов, программ.
24. Сферы реализации проектов и программ в России
25. Современные программы и проекты : федеральный и региональный пример
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.2 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — e.lanbook.com
Л2.2 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1.Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э2 2.Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций. Конкурсы. [Режим доступа http://grants.oprf.ru/12535/]
Э3 3.Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э4 4.Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э5 Курс в системе Moodle "Разработка и оценка социальных программ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.