МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.;старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформировать у студентов представление о сущности социальной педагогики как науки и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.интегративный характер социальной педагогики, ее связь с другими областями научного знания;
основные закономерности процесса социализации, его основные этапы, механизмы, факторы;
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и анализировать основные проблемы и ситуации социально-педагогического характера;
применять методы и технологии социальной педагогики, осуществлять планировавание социально-педагогической деятельности;


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оперирования понятийно-категориального аппарата социальной педагогики;
планирования социально-педагогической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная педагогика как наука, история ее становления и развития
1.1. Социальная педагогика, ее предмет и роль в обществе Лекции 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке Практические 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Социальная педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 2 13 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Лекции 2 0 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Практические 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.7. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Лекции 2 0 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.8. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Практические 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.9. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.10. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Лекции 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.11. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Практические 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.12. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.13. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Лекции 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.14. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Практические 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.15. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.16. Социально-педагогические методы и технологии работы Лекции 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.17. Социально-педагогические методы и технологии работы Практические 2 1 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.18. Социально-педагогические методы и технологии работы Сам. работа 2 16 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.19. Пдготовкка к экзамену Экзамен 2 9 ОПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Социальная педагогика: ретроспектива осмысления проблемы ее становления и развития.
2.Социальная педагогика в отечественной социогуманитарной традиции: прошлое, настоящее, будущее.
3.Социально-педагогическая деятельность в образовательнхых учреждениях: основные формы и направления.
4.Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности.
5.Социально-педагогическая служба в школе: направления работы.
6.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.
7.Социально-педагогическая поддержка семей группы риска.
8..Социально-педагогические проблемы неполных семей в России.
9..Социально-педагогическая поддержка детей в многодетных семьях.
10..Социально-педагогические деятельность по предупреждению насилия в семье.
11..Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
12..Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.
13..Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.
14.Особенности деятельности социального педагога в детском доме.
15.Особенности деятельности социального педагога в пенитенциарных учреждениях.
16.Социально-педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.
17.Нормативно-правовое сопровождение деятельности социального педагога.
18.Сущность и характеристики социального воспитания.
19.Социально-культурные особенности процесса социализации в современном российском обществе.
20.Социализация: основные научные направления исследования.
21.Особенности процесса социализации детей с ограниченными возможносями.
22.Особенности процесса социализации пожилых людей.
23.Молодежные субкультуры как фактор социализации.
24.Особенности социализации детей в детском доме.
25.Интернет как фактор социализации в современном обществе.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
эссе по художественному фильму "Республика ШКИД", эссе по книге А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Н.А. - отв. ред СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата : , 2018 https://biblio-online.ru/book/AAF0FF5C-0DE9-460D-A56D-8977A37BD61B/socialnaya-pedagogika
Л1.2 Загвязинский В.И. - Отв. ред., Селиванова О.А. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CCED4365-AAF5-40DB-AC96-653D3393100C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л2.2 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7
Л2.3 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО : Московский педагогический государственный университет (г. Москва), 2018 https://biblio-online.ru/book/3EEB4564-11A3-4C4A-B5A2-A04785115A47/psihologiya-i-pedagogika-v-2-ch-chast-1-psihologiya
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э3 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э4 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э5 курс в системе Moodle "Социальная педагогика" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=762
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.