МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа в сфере некоммерческих организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа в сфере некоммерческих организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить основы организации и проведения фандрейзинга, а также приобрести навыки реализации данной технологии в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и методы проведения фандрейзинга в учреждениях социальной направленности;
типы некоммерческих организаций и их характеристики
специфику организация фандрейзинговой кампании
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно выбирать подходящие формы и виды фандрейзинга для определенного вида деятельности организации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.грамотного составления и подачи грантовых заявок в социальной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы фандрейзинга
1.1. Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение. Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.3. Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение. Сам. работа 5 18 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.4. Особенности организации фандрейзинга Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.5. Особенности организации фандрейзинга Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.6. Опыт проведения фандрейзинговых компаний: исторический экскурс Сам. работа 5 16 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.7. Формы и методы фандрейзинга Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.8. Методы финансирования фандрейзинговых кампании Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.9. Методы финансирования фандрейзинговых кампании Сам. работа 5 18 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.10. Разработка проектов и программ в социально-культурной и научно-образовательных программ Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.11. Маркетинг и менеджмент в фандрейзинге Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.12. Методические основы написанию заявки на грант Лекции 5 10 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.13. Написани заявки на грант Практические 5 10 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.14. Методические основы написанию заявки на грант Сам. работа 5 20 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение
2.Фандрейзинг: история и причины заимствования.
3.Некоммерческие организации и некоммерческая деятельность
4.Виды и формы некоммерческих организаций: специфика деятельности.
5.Этический кодекс фандрейзера.
6.Цели, задачи, виды фандрейзинга
7.Фандрайзинг как гуманитарная технология социального партнерства
8.Соотношение фандрейзинга и благотворительности: общее и различное.
9.Сравнительная характеристика благотворительных фондов и общественных организаций
10.Стратегия фандрейзинга
11.Этапы разработки стратегии фандрейзинга
12.Основные аналитические инструменты фандрейзинга.
13.Управление организационными элементами в контексте процесса фандрейзинга
14.Основные типы и способы привлечения средств.
15.Самофинансирование организации и внешнее финансирование.
16.Организационное обеспечение фандрейзинга
17.Проведение фандрейзинговой кампании
18.Специальные технологии фандрейзинга
19.Виды проектов и программ в социально-культурной и научно-образовательной сферах.
20.Этапы разработки проектов и программ.
21.Маркетинг в фандрейзинге.
22.Менеджмент в фандрейзинге.
23.Грант: основная специфика и характеристики.
24.Методологические составляющие грантовой формы заявки.
25.Критерии эффективности проекта в долгосрочной перспективе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чигаева В.Ю. Деятельность негосударственных организаций и учреждений в социальной работе: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232330
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник Москва : Юстицинформ, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием организации : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Пермского регионального правозащитного центра www.prpc.ru/met_nko/met_fan.shtml
Э2 Сайт Дмитрия Даушева о фандрейзинге www.fundraisingpro.ru
Э3 Сайт "Мой компас" www.moikompas.ru/compas/9512523
Э4 Электронный журнал о благотворительности philanthropy.ru
Э5 Курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.