МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы географических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 17,5 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы географических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Останин О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 28.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Останин О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Методы географических исследований» является подготовка студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям, приобретение навыков применения аэрокосмических методов исследования. Настоящий курс поможет закрепить на практике теоретические знания о методологии и методике научных исследований, ознакомиться с конкретными методами комплексных исследований природных и природно-антропогенных геосистем. Изучение методов комплексных физико-географических, экономико-географических и аэрокосмических исследований создает базу для последующих учебных и производственных практик и в целом - для подготовки квалифицированного специалиста географа.
В качестве основных задач программы учебной дисциплины можно сформулировать следующие:
1. дать представление о методах географических исследований;
2. дать представление о применении методов в полевых исследованиях и камеральной обработке;
3. ознакомить с содержанием каждого метода и их особенностью;
4. научить применять результаты полученных исследований для последующих квалификационных работ.
5. дать студентам знания в области экономики организации и технологии современного промышленного производства в России и в мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных базовых понятиях в области физико-географических методов; о сборе и первичной обработке материалов по природным системам для анализа и оценки состояния природных и антропогенных систем;
- о перспективных направлениях получения и обработки аэро- и космической информации при выполнении специализированных изысканий, проектных работ, мониторинга за состоянием земель и природной среды;
- об основах экономики организации современного производства; о методических подходах и современных технологиях географических исследований, основанных на достижениях научно-технического прогресса; о понятиях и способах изучения и описания территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) и их экономико-географического положениях (ЭГП).
3.2.Уметь:
3.2.1.- основы ландшафто-геохимического анализа, ландшафто-геофизического подхода к изучению ПТК и аквальных комплексов;
- метрические и дешифровочные свойства различных информационных моделей; технологии цифровой фотограмметрической обработки изображений; квалифицированно выполнить приемку планово-картографических материалов от организаций, проводящих съемочные работы; формировать заказ на специализированные аэро- и космические съемки, оценить качество выполнения заказа, а также оценить пригодность материалов съемок, выполненных другими организациями и ведомствами
основы технологии и структуры важнейших отраслей современного промышленного комплекса; об отраслевых социально-экономических объектах; о способах изучения и анализа сферы обслуживания населения, территориальных производственных систем (ТПС), транспортных систем, систем расселения, рекреационных ресурсов и т.п.
- видеть, представлять, объяснять основные закономерности размещения видимых рубежей расселения, хозяйства; отмечать на карте имеющиеся пространственные различия в жизни людей и хозяйстве; сопоставлять эти различия друг с другом, а также с природными различиями;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- полевых исследований, картографирования ПТК при проведении стационарных и полустационарных исследований, камеральной обработки материала;
- корректировки цифровых моделей местности и других картографических материалов; использования различных информационных моделей при изыскательских и проектных работах; оптимизации выбора информационных моделей для выполнения конкретных работ.
- организации и исполнения полевых и камеральных экономико-географических исследований территориальных социально-экономических систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы физико-географических исследований.
1.1. Основные задачи и методы физической географии. Объекты исследований Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Полевые комплексные физико-географические исследования. Камеральная обработка материалов Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Особенности полевых ландшафтных исследований различных зонах равнин. Особенности полевых ландшафтных исследований в горах Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Стационарные исследования. Полустационарные исследования. Прикладные комплексные физико-географические исследования Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Практические работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) Практические 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Вопросы для самостоятельной работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) Сам. работа 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Аэрокосмические методы географических исседований
2.1. Аэро- и космические съемки. Физические основы аэро- и космических съемок. Аэро- и космические съемочные системы, применяемые для мониторинга и экологических исследование территорий. Дешифрирование материалов аэро- и космической съемки. Общие принципы семантического анализа аэро- и космических снимков. Тематическое дешифрирование снимков. Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Геометрический анализ аэрофотоснимков Практические 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Основные и дополнительные дешифровочные признаки объектов. Спектральные характеристики земных покровов. Сам. работа 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Первичные информационные модели и оценка возможностей их использования в географии и экологии. Одиночный снимок. Пара снимков. Фотосхемы. Стереофотосхемы. Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Камеральное сельскохозяйственное и кадастровое дешифрирование аэрофотоснимков Практические 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Атмосферная дымка и ее влияние на дешифровочные свойства объектов. «Окна прозрачности» атмосферы. Сам. работа 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Вторичные информационные модели и оценка возможностей их использования в географии и экологии. Масштабирование снимков. Цифровые модели местности, планы, карты. Понятие о процессах, обеспечивающих фотограмметрическое преобразование снимков. Обновление и корректировка планов и карт. Лекции 6 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Цифровая обработка одиночного снимка: определение площадей и составление фрагмента контурного плана Практические 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Искажение изображения, вносимые объективом фотоаппарата.Системы координат. Сам. работа 6 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Построение аналитической фототриангуляционной сети методом частично-зависимых моделей Практические 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Трансформирование снимков. Методы пересчета координат в геодезическую систему координат. Сам. работа 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Автоматизированное составление фрагмента карты крутизны склонов по материалам аэрофотосъемки Практические 6 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Цифровая карта. Векторные слои. Методы построения трехмерных моделей рельефа. Сам. работа 6 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Фототриангуляционные сети. Методы построения сетей. Сам. работа 6 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Повторение пройденного материала. Подготовка к зачету. Сам. работа 6 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Методы экономико-географических иследований
3.1. Территориальная социально-экономическая система - основное понятие в экономической и социальной географии. Методологические подходы изучения ТСЭС. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Территориальная социально-экономическая система - основное понятие в экономической и социальной географии. Методологические подходы изучения ТСЭС. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Методика первичного экономико-географического изучения промышленного предприятия. Способы анализа основных технико-экономических факторов производства. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Методика первичного экономико-географического изучения промышленного предприятия. Способы анализа основных технико-экономических факторов производства. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Методические подходы изучения производственно-экономических связей. Формы организации промышленного производства. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Методические подходы изучения производственно-экономических связей. Формы организации промышленного производства. Сам. работа 7 1 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Понятие о социально-экономических системах. Виды и классификация СЭС. Методы изучения СЭС. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Понятие – ЭГП. Схема изучения и анализа ЭГП локального и районного уровней. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Понятие о социально-экономических системах. Виды и классификация СЭС. Методы изучения СЭС. Понятие – ЭГП. Схема изучения и анализа ЭГП локального и районного уровней. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Системы расселения. Изучение и оценка геодемографической ситуации. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Факторы экономического развития СЭС. Финансовый бюджет. Институты рынка СЭС. Лекции 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Системы расселения. Изучение и оценка геодемографической ситуации. Факторы экономического развития СЭС. Финансовый бюджет. Институты рынка СЭС. Сам. работа 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Использование географических методов в исследованиях. Практические 7 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Экономико-географическое положение территориальных социально-экономических систем разного уровня. Практические 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Анализ системы расселения. Практические 7 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Анализ сферы обслуживания населенных пунктов (на примере районов города). Практические 7 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Применение количественных методов в географических исследованиях. Практические 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Применение картографических методов в социально-географических исследованиях. Практические 7 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Методы социальной работы в географии. Практические 7 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС по дисциплине
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС по дисциплине
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.К. Жучкова, Э.М. Раковская Методы комплексных физико-географических исследований. : учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2004
Л1.2 Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова Методы комплексных физико-географических исследований: учебник для ВУЗов М.: МГУ, 1997
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Г.И. Ненашева Комплексная физико-географическая практика: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Е.Н. Перцик Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова, Г.И. Ненашева. Методы физико-географических исследований: учебно-методическое пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - www.credo-dialoque.com
Э2 - www.dataplus.ru
Э3 - www.gisa.ru
Э4 - www.usgs.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы географических исследований»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы географических исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы географических исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Методы географических исследований» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Методы географических исследований» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы географических исследований»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.