МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История педагогики и образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология/Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_БиХ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 28 24 28
Практические 18 26 18 26
Сам. работа 39 63 39 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 144 108 144

Программу составил(и):
канд. пед. наук. , доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
История педагогики и образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д.п.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней;
развитие историко-педагогического мышления будущих специалистов и формирование у них системы знаний для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
ОПК-4 Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-1 Способен осуществлять обучение биологии, химии в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-2 Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.феноменологию, ключевые понятия, теоретические положения и прикладное значение основных подходов к изучению истории педагогики и образования как междисциплинарной области знания;
тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, методы изучения педагогических феноменов прошлого;
важнейшие факты теории и практики воспитания с древнейших времен до наших дней.
3.2.Уметь:
3.2.1.видеть причинно-следственные связи между педагогическими явлениями прошлого и современной политикой в сфере образования;
ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования и воспитания с целью выявления их демократической и гуманистической направленности;
ориентироваться в разнообразии историко-педагогических ценностей, выделять среди них наиболее значимые и перспективные с учетом принципов историзма и культуросообразности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
навыками работы со специальной историко-педагогической литературой и первоисточниками;
навыками использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю педагогической мысли
1.1. История педагогики и образования как отрасль научного знания Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Зарождение организационных форм воспитания и обучения Сам. работа 5 7 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Просвещение и педагогическая мысль за рубежом
2.1. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Лекции 5 1 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Воспитание и обучение в Древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока Сам. работа 5 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Лекции 5 1 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. Сам. работа 5 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Педагогические взгляды французских просветителей. Сам. работа 5 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Образование и педагогическая мысль за рубежом в современный период Сам. работа 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Педагогическая мысль в россии
3.1. Воспитание у славян до принятия христианства. Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в Сам. работа 5 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Педагогика православия (XI – XVII вв.). Сам. работа 5 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Практические 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Педагогическая идеи и взгляды М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева Сам. работа 5 6 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России (1824- 1870). Сам. работа 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Школа и педагогика в России конца XIX–начала XX вв. (до 1917 г.). Лекции 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Школа и педагогика в России конца XIX–начала XX вв. (до 1917 г.). Практические 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) Лекции 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.14. Развитие школы и педагогики в Советский период Сам. работа 5 8 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.15. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Лекции 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.16. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Практические 5 2 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.17. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России. Сам. работа 5 4 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.18. Экзамен Экзамен 5 27 УК-1, УК-5, ОПК-4, ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Торосян В. Г. История педагогики и образования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 / под ред. З. И. Васильевой История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.