МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История педагогики и образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.А.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
История педагогики и образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней;
развитие историко-педагогического мышления будущих специалистови формирование у них системы знаний для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-35 способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.феноменологию, ключевые понятия, теоретические положения и прикладное значение основных подходов к изучению истории педагогики и образования как междисциплинарной области знания;
тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, методы изучения педагогических феноменов прошлого;
важнейшие факты теории и практики воспитания с древнейших времен до наших дней.
3.2.Уметь:
3.2.1.видеть причинно-следственные связи между педагогическими явлениями прошлого и современной политикой в сфере образования;
ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования и воспитания с целью выявления их демократической и гуманистической направленности;
ориентироваться в разнообразии историко-педагогических ценностей, выделять среди них наиболее значимые и перспективные с учетом принципов историзма и культуросообразности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
навыками работы со специальной историко-педагогической литературой и первоисточниками;
навыками использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю педагогической мысли
1.1. История педагогики и образования как отрасль научного знания Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Зарождение организационных форм воспитания и обучения Сам. работа 2 5 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Просвещение и педагогическая мысль за рубежом
2.1. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Практические 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Воспитание и обучение в Древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья и Реформации Практические 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Практические 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.12. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Практические 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. Педагогические взгляды французских просветителей. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.15. Образование и педагогическая мысль за рубежом в современный период Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Педагогическая мысль в россии
3.1. Воспитание у славян до принятия христианства. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Педагогика православия (XI – XVII вв.). Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Практические 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.6. Педагогическая идеи и взгляды М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Практические 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.8. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России (1824- 1870). Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.10. Школа и педагогика в России конца XIX–начала XX вв. (до 1917 г.). Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.11. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.13. Развитие школы и педагогики в Советский период Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.14. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Лекции 2 1 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.15. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.16. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.17. Экзамен Экзамен 2 9 ОПК-1, ПК-35 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Джуринский А.Н. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пискунов А.И. - Отв. ред. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Князев Е.А. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.