МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Лес как среда обитания растений и животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.биол. наук, доцент , Шапетько Е.В.

Рецензент(ы):
канд.биол.наук, доцент, Петров В.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Лес как среда обитания растений и животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать научные представления об экологических особенностях животных и растений леса;
освоить педагогические методы и приемы создания и ведения курса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-1 способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.группы животных и растений, доступных для наблюдений в лесу, особенности их взаимосвязей;
особенности проведения экскурсий в разнообразных типах леса, педагогические методы и приемы создания и ведения курса.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать экологические наблюдения учащихся за животными и растениями леса;
разрабатывать методические модели и приемы обучения предлагаемого курса;
реализовывать разработанные методические модели, методики и приемы обучения в образовательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь навыки определения животных и растений в природе;
владеть сведениями об охране животных и растений;
основами технике безопасности при работе в лесу;
владеть приемами и методами обучения по предметам экологического направления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Животные и растения леса и их особенности.
1.1. Особенности экологии животных и растений разных типов леса Лекции 2 2 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Животные и растения леса и наблюдения за ними в природе Практические 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Экологические особенности животных и растений леса Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Эколого-фаунистические группы животных леса.
2.1. Беспозвоночные леса Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Позвоночные лесов края Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Животные в лесных экосистемах Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Группы растений леса
3.1. Травянистые растения в лесных экосистемах Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.2. Кустарники в лесных экосистемах Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
3.3. Деревья в лесных экосистемах Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Лес как среда обитания животных и растений: особенности проектирования учебных занятий в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования.
4.1. Проектирование учебного занятия по теме «Лесная энтомология» Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Проектирование учебного занятия по теме «Птицы леса» Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Проектирование учебного занятия по теме «Звери леса» Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Проектирование учебного занятия по теме «Травы леса» Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Проектирование учебного занятия по теме «Кустарники леса» Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Проектирование учебного занятия по теме «Деревья леса» Сам. работа 2 6 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Особенности проектирования учебного занятия по предмету «Лес как среда обитания животных и растений» Практические 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.8. Зачёт Зачет 2 4 ОК-1, ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афанасьева Н. Б., Березина Н. А. БОТАНИКА. ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. С. Нефедьев, В. Н. Долгин Зоология позвоночных [Электронный ресурс]: практ. занятия: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 П. С. Нефедьев, В. Н. Долгин Зоология беспозвоночных [Электронный ресурс]: практ. занятия: учеб. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.3 Жохова Е.В., Скляревская Н.В. БОТАНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданиями к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.