Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_05_01_ПиПДП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор
1.1. | Овладение концептуальными основами, содержанием и технологическим обеспечением педагогической деятельности и особенностями ее реализации в различных социальных сферах; формирование у будущих специалистов по социальной работе представлений о сущности, содержании, принципах, формах и методах педагогической деятельности с различными категориями населения; овладение педагогическими технологиями, актуальными в социальной работе с детьми, подростками, молодежью, взрослыми в различных типах учреждений; развитие и закрепление у студентов умений выбирать формы реализации педагогической деятельности, конструировать содержание педагогической деятельности и оценивать ее результаты; содействие будущим специалистам в развитии педагогических компетенций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПСК-4.1 | способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска |
ПСК-4.2 | способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия |
ПСК-4.3 | способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о сущности, компонентах, направлениях и технологиях реализации педагогической деятельности в социальной сфере; определение, признаки, цели, задачи, принципы и функции педагогической деятельности; специфику содержания и технологического обеспечения педагогической деятельности в различных социальных сферах; условия реализации педагогической деятельности специалистом по социальной работе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять педагогические цели; планировать педагогическую деятельность; конструировать содержание педагогического воздействия и взаимодействия; выбирать адекватные формы и методы педагогического взаимодействия и воздействия; оценивать результативность реализации педагогических функций социальным работником; осуществлять сравнительный анализ реализации педагогической деятельности в различных сферах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками разработки, проведения и анализа учебно-воспитательных мероприятий в процессе осуществления педагогической деятельности, применением методов, форм и средств работы по предупреждению отклонений в поведении, опытом сопровождения детей с девиантным поведением. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общая характеристика педагогической деятельности в системе социальной работы | ||||||
1.1. | Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы | Лекции | 7 | 2 | ПСК-4.6, ПСК-4.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы | Практические | 7 | 4 | ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.3. | Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы | Сам. работа | 7 | 4 | ПСК-4.6, ПСК-4.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Педагогические требования к личности и деятельности социального педагога | Лекции | 7 | 2 | ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
1.5. | Педагогические требования к личности и деятельности социального педагога | Практические | 7 | 4 | ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Теоретико-технологические основы реализации педагогической деятельности в различных сферах | ||||||
2.1. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в сфере социального обслуживания населения | Лекции | 7 | 1 | ПСК-4.6, ПСК-4.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в образовании | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в образовании | Практические | 7 | 2 | ПСК-4.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.4. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в образовании | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в армии | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в правоохранительных органах | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.7. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в правоохранительных органах | Практические | 7 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
2.8. | Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в правоохранительных органах | Сам. работа | 7 | 10 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Содержание и методика педагогической деятельности в отдельных видах учреждений с различными группами населения | ||||||
3.1. | Содержание и методика педагогической деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.2. | Содержание и методика педагогической деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях | Практические | 7 | 2 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.3. | Содержание и методика педагогической деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Содержание и методика педагогической деятельности в центрах помощи семьи и детям и учреждениях социальной и трудовой реабилитации | Лекции | 7 | 1 | ПСК-4.1 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.5. | Содержание и методика педагогической деятельности в центрах помощи семьи и детям и учреждениях социальной и трудовой реабилитации | Практические | 7 | 2 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.6. | Содержание и методика педагогической деятельности в центрах помощи семьи и детям и учреждениях социальной и трудовой реабилитации | Сам. работа | 7 | 10 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 | |
3.7. | Содержание и методика педагогической деятельности с различными группами населения | Лекции | 7 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.8. | Содержание и методика педагогической деятельности с различными группами населения | Практические | 7 | 6 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
3.9. | Содержание и методика педагогической деятельности с различными группами населения | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.10. | Обзор деятельности организаций, корректирующих девиантное поведение детей | Сам. работа | 7 | 5 | ПСК-4.6 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
3.11. | Экзамен | 7 | 27 | ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.6, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 | Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фос (см. приложение фос). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ приведены в фос (см. приложение фос). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы семинарских занятий, вопросы к экзамену (см. Приложение ФОС) |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ромм, Татьяна Александровна | Педагогика социального воспитания: учебное пособие | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. | ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. | ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бермус А. Г. | Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина | Введение в профессию : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2020 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский | Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Российское образование: федеральный портал [Режим доступа: www.edu.ru | |||
Э2 | Вестник образования: официальное издание Министерства образования и науки [Режим доступа: www.vestnik.edu.ru] | |||
Э3 | Институт новых технологий образования [Режим доступа: www.int-edu.ru] | |||
Э4 | Издательский дом «1 сентября» [Режим доступа: www.1september.ru] | |||
Э5 | Издательство «Просвещение» [Режим доступа: www.prosv.ru] | |||
Э6 | Международная сеть образовательных ресурсов [Режим доступа: www.iearn.org] | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань"; ИБС "Университетская библиотека on-line"; Российское образование: федеральный портал. Режим доступа: www.edu.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для изучения данной дисциплины необходимо знание содержания курсов "Социальная педагогика", "Социальная психология", "Основы социальной работы", "Психология малых и больших социальных групп". Так как данная дисциплина носит практический характер, то основное внимание необходимо уделить выполнению заданий на семинарских занятиях. Задания будут подбираться индивидуально, с учетом производственной практики каждого студента. При подготовке к зачету в первую очередь необходимо обратить внимание на умение решать практические задачи. При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин сферы туризма. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.). Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене: - В экзаменационный билет включены 2 теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе выполнения кейс-заданий: - Кейс-задания направлены на закрепление формируемых по определенным темам изучаемой дисциплины. Варианты кейс-заданий по определенным темам выдаются преподавателем конкретному студенту и определяется срок выполнения практического задания в аудиторное или во внеаудиторное время. За каждое правильно выполненное кейс-задание дается максимум 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе подготовки рефератов, докладов, презентаций: - Тематика выдается на занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на практическом занятии, регламент – 10-15 минут на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем участвуют студенты группы. Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос): - Опрос обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя, которая рассчитана на выяснение объема знаний по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 -0 «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет». |