МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика и технология работы социального педагога

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Мясникова О.В.

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Методика и технология работы социального педагога

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение концептуальными основами, содержанием и технологическим обеспечением педагогической деятельности и особенностями ее реализации в различных социальных сферах;
формирование у будущих специалистов по социальной работе представлений о сущности, содержании, принципах, формах и методах педагогической деятельности с различными категориями населения;
овладение педагогическими технологиями, актуальными в социальной работе с детьми, подростками, молодежью, взрослыми в различных типах учреждений;
развитие и закрепление у студентов умений выбирать формы реализации педагогической деятельности, конструировать содержание педагогической деятельности и оценивать ее результаты;
содействие будущим специалистам в развитии педагогических компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о сущности, компонентах, направлениях и технологиях реализации педагогической деятельности в социальной сфере;
определение, признаки, цели, задачи, принципы и функции педагогической деятельности; специфику содержания и технологического обеспечения педагогической деятельности в различных социальных сферах; условия реализации педагогической деятельности специалистом по социальной работе.
3.2.Уметь:
3.2.1.
определять педагогические цели; планировать педагогическую деятельность; конструировать содержание педагогического воздействия и взаимодействия; выбирать адекватные формы и методы педагогического взаимодействия и воздействия; оценивать результативность реализации педагогических функций социальным работником; осуществлять сравнительный анализ реализации педагогической деятельности в различных сферах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками разработки, проведения и анализа учебно-воспитательных мероприятий в процессе осуществления педагогической деятельности, применением методов, форм и средств работы по предупреждению отклонений в поведении, опытом сопровождения детей с девиантным поведением.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика педагогической деятельности в системе социальной работы
1.1. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы Лекции 7 2 ПСК-4.6, ПСК-4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы Практические 7 4 ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы Сам. работа 7 4 ПСК-4.6, ПСК-4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Педагогические требования к личности и деятельности социального педагога Лекции 7 2 ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Педагогические требования к личности и деятельности социального педагога Практические 7 4 ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Теоретико-технологические основы реализации педагогической деятельности в различных сферах
2.1. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в сфере социального обслуживания населения Лекции 7 1 ПСК-4.6, ПСК-4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.2. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в образовании Лекции 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в образовании Практические 7 2 ПСК-4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.4. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в образовании Сам. работа 7 2 ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в армии Сам. работа 7 8 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в правоохранительных органах Лекции 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.7. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в правоохранительных органах Практические 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
2.8. Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в правоохранительных органах Сам. работа 7 10 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Содержание и методика педагогической деятельности в отдельных видах учреждений с различными группами населения
3.1. Содержание и методика педагогической деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях Лекции 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.2. Содержание и методика педагогической деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях Практические 7 2 ПК-11, ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.3. Содержание и методика педагогической деятельности в специальных дошкольных и школьных учреждениях Сам. работа 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Содержание и методика педагогической деятельности в центрах помощи семьи и детям и учреждениях социальной и трудовой реабилитации Лекции 7 1 ПСК-4.1 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.5. Содержание и методика педагогической деятельности в центрах помощи семьи и детям и учреждениях социальной и трудовой реабилитации Практические 7 2 ПК-11, ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.6. Содержание и методика педагогической деятельности в центрах помощи семьи и детям и учреждениях социальной и трудовой реабилитации Сам. работа 7 10 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Содержание и методика педагогической деятельности с различными группами населения Лекции 7 2 ПК-11 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.8. Содержание и методика педагогической деятельности с различными группами населения Практические 7 6 ПК-11, ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1
3.9. Содержание и методика педагогической деятельности с различными группами населения Сам. работа 7 4 ПК-11, ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.10. Обзор деятельности организаций, корректирующих девиантное поведение детей Сам. работа 7 5 ПСК-4.6 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.11. Экзамен 7 27 ОПК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПСК-4.6, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л2.2, Л3.1, Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания приведены в фос (см. приложение фос).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ приведены в фос (см. приложение фос).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного и итогового. Фонд включает темы семинарских занятий, вопросы к экзамену (см. Приложение ФОС)

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ромм, Татьяна Александровна Педагогика социального воспитания: учебное пособие Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бермус А. Г. Введение в педагогическую деятельность: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 сост.: Я. К. Смирнова, Л. Д. Демина Введение в профессию : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2020 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3509
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российское образование: федеральный портал [Режим доступа: www.edu.ru
Э2 Вестник образования: официальное издание Министерства образования и науки [Режим доступа: www.vestnik.edu.ru]
Э3 Институт новых технологий образования [Режим доступа: www.int-edu.ru]
Э4 Издательский дом «1 сентября» [Режим доступа: www.1september.ru]
Э5 Издательство «Просвещение» [Режим доступа: www.prosv.ru]
Э6 Международная сеть образовательных ресурсов [Режим доступа: www.iearn.org]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань";
ИБС "Университетская библиотека on-line";
Российское образование: федеральный портал. Режим доступа: www.edu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для изучения данной дисциплины необходимо знание содержания курсов "Социальная педагогика", "Социальная психология", "Основы социальной работы", "Психология малых и больших социальных групп".
Так как данная дисциплина носит практический характер, то основное внимание необходимо уделить выполнению заданий на семинарских занятиях. Задания будут подбираться индивидуально, с учетом производственной практики каждого студента. При подготовке к зачету в первую очередь необходимо обратить внимание на умение решать практические задачи. При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин сферы туризма. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.).

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
- В экзаменационный билет включены 2 теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-50 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе выполнения кейс-заданий:
- Кейс-задания направлены на закрепление формируемых по определенным темам изучаемой дисциплины. Варианты кейс-заданий по определенным темам выдаются преподавателем конкретному студенту и определяется срок выполнения практического задания в аудиторное или во внеаудиторное время. За каждое правильно выполненное кейс-задание дается максимум 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе подготовки рефератов, докладов, презентаций:
- Тематика выдается на занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на практическом занятии, регламент – 10-15 минут на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем участвуют студенты группы.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
- Опрос обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя, которая рассчитана на выяснение объема знаний по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 -0 «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет».