МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Методология и технологии научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование методологической культуры магистра.
Задачи освоения дисциплины:
обеспечить условия для выявления магистрантами сущностью методологического знания; способствовать овладению будущими педагогами основными видами научно-исследовательской деятельности; содействовать усвоению студентами логики научно-педагогического исследования; формировать систему основных исследовательских умений студентов; формировать комплекс ценностно-эмоциональных отношений начинающих исследователей к методологической компетентности как необходимой предпосылке успешности педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание понятий: «методология», «методология психолого-педагогического исследования», «метод
исследования», «методика», «логика»;
основные этапы психолого-педагогического исследования;
классификации и характеристики методов психолого-педагогического педагогического исследования;
исследовательские возможности различных методов;
общую схему организации научно-педагогического исследования;
структурные компоненты теоретического познания (проблема, гипотеза, теория).
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать логику психолого-педагогического исследования;
выбирать, модифицировать и использовать методы исследования;
логически мыслить,
организовывать исследование;
проводить качественный и количественный анализ результатов исследования;
формулировать научные выводы;
литературно оформлять текст научной работы;
аргументированно строить речь,
вести полемику и дискуссию, работать с различными источниками информации, применять методы, средства и
способы получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;
формулировать тему научно-педагогического исследования;
ставить цели и задачи научно-педагогического исследования;
выделять объект и предмет научно-педагогического исследования;
формулировать гипотезу научно-педагогического исследования;
устанавливать взаимосвязь проблемы, цели, задач, объекта, предмета исследования;
выбирать вид научно-педагогического исследования в соответствии с проблемой;
анализировать информацию;
осуществлять научный поиск.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологиями формулирования методологического аппарата психолого-педагогического исследования;
навыками выстраивания логики психолого-педагогического исследования и реализации основных этапов научного поиска;
умениями применения методов математической статистики;
навыками подбора необходимых библиографических источников и информационных материалов по теме научно-педагогического исследования;
приемами смысловой обработки научного текста;
навыками выявления проблемных ситуаций в научном тексте;
правилами проведения диагностических процедур исследования личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологическое знание как вид педагогического знания
1.1. Сущность методологического знания Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.2. Исторический очерк становления методологического знания. Обоснование актуальности методологических проблем Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Научно-педагогическое исследование как вид педагогической деятельности
2.1. Общая характеритика научно-педагогического исследования Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
2.2. Типы научно-педагогических исследований Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
2.3. Принципы научно-педагогических исследований Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
2.4. Критерии качества научно-педагогических исследований Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
2.5. Современные направления развития научно-исследователькой деятельности Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 3. Научно-исследовательская работа магистрантов
3.1. Научно-исследовательская работа студентов вуза Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
3.2. Затруднения студентов в научно-исследовательской деятельности Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
3.3. Способы развития методологической культуры педагога-исследователя Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 4. Логика научного исследования
4.1. Логика научного исследования Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
4.2. Общая характеристика основных этапов научного исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
4.3. Творчество ученого в конструировании логики исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 5. Методы научного исследования
5.1. Методы психолого-педагогического исследования Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.2. Соотношение методов научно-исследовательской деятельности и методов обучения, воспитания Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.3. Классификация методов научного исследования Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.4. Сравнительно-исторические методы научно-педагогического исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.5. Опросные методы в научно-педагогическом исследовании Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.6. Интервьирование как метод научно-педагогического исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.7. Тестовые диагностические методики Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.8. Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.9. Педагогический эксперимент и методика разработки его программы Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.10. Наблюдение как метод научно-педагогического исследования Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.11. Модели и моделирование в научном исследовании Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
5.12. Экспертные оценки в научно-педагогических исследованиях Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 6. Методологический аппарат магистерской диссертации
6.1. Проблема, тема, объект, предмет, гипотеза научно-педагогического исследования Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
6.2. Цель и задачи научно-педагогического исследования Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
6.3. Актуальность, новизна, понятийный аппарат научно-педагогического исследования Лекции 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
6.4. Объективное и субъективное в методологическом аппарате магистерской диссертации Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 7. Технология научно-исследовательской работы магистрантов
7.1. Технология анализа актуальности темы и степени ее разработанности, выявления противоречия и проблемы исследования Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.2. Технология постановки цели и задач исследования,определения объекта и предмета научно-исследовательской деятельности Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.3. Способы выдвижения гипотезы, определения методологической основы и методов исследования Практические 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.4. Определение этапов и сроков деятельности, структурирование работы. Технология формулирования названий глав и параграфов магитсрерской диссертации Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.5. Технология определения системы исходных теоретических положений Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.6. Технология определения задач, содержания и методики опытно-экспериментальной работы Практические 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.7. Способы прогнозирования положительных результатов опытно-экспериментальной работы и возможных негативных последствий Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.8. Технология разработки критериев и методов оценки результатов опытно-экспериментальной работы. Способы выбора экспериментальной и контрольной групп Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.9. Технология подготовки анкет, тестов, дидактических материалов Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.10. Проведение контрольных срезов Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.11. Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.12. Формулирование выводов и подведение итогов исследования. Определение путей внедрения результатов исследования Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.13. Определение перспектив дальнейшего изучения проблемы Сам. работа 1 1 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.14. Организация литературного оформления результатов исследования Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.15. Научная рецензия Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.16. Подготовка автореферата магистерской диссертации Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
7.17. Подготовка и защита магистерской диссертации Практические 1 2 УК-6, ОПК-8 Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 8. Зачет

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2019 biblioclub.ru
Л1.2 Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 e.lanbook.com
Л1.3 В.А Ельчанинов Научное исследование и логика его развития: учеб.пособие Барнаул:Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.4 Загвязинский В. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л2.2 Юдина О. И. Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.