Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_04_01_ИиР-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,329999923706 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна
1.1. | формирование методологической культуры магистра. Задачи освоения дисциплины: обеспечить условия для выявления магистрантами сущностью методологического знания; способствовать овладению будущими педагогами основными видами научно-исследовательской деятельности; содействовать усвоению студентами логики научно-педагогического исследования; формировать систему основных исследовательских умений студентов; формировать комплекс ценностно-эмоциональных отношений начинающих исследователей к методологической компетентности как необходимой предпосылке успешности педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-6 | Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки |
ОПК-8 | Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание понятий: «методология», «методология психолого-педагогического исследования», «метод исследования», «методика», «логика»; основные этапы психолого-педагогического исследования; классификации и характеристики методов психолого-педагогического педагогического исследования; исследовательские возможности различных методов; общую схему организации научно-педагогического исследования; структурные компоненты теоретического познания (проблема, гипотеза, теория). |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проектировать логику психолого-педагогического исследования; выбирать, модифицировать и использовать методы исследования; логически мыслить, организовывать исследование; проводить качественный и количественный анализ результатов исследования; формулировать научные выводы; литературно оформлять текст научной работы; аргументированно строить речь, вести полемику и дискуссию, работать с различными источниками информации, применять методы, средства и способы получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации; формулировать тему научно-педагогического исследования; ставить цели и задачи научно-педагогического исследования; выделять объект и предмет научно-педагогического исследования; формулировать гипотезу научно-педагогического исследования; устанавливать взаимосвязь проблемы, цели, задач, объекта, предмета исследования; выбирать вид научно-педагогического исследования в соответствии с проблемой; анализировать информацию; осуществлять научный поиск. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологиями формулирования методологического аппарата психолого-педагогического исследования; навыками выстраивания логики психолого-педагогического исследования и реализации основных этапов научного поиска; умениями применения методов математической статистики; навыками подбора необходимых библиографических источников и информационных материалов по теме научно-педагогического исследования; приемами смысловой обработки научного текста; навыками выявления проблемных ситуаций в научном тексте; правилами проведения диагностических процедур исследования личности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методологическое знание как вид педагогического знания | ||||||
1.1. | Сущность методологического знания | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
1.2. | Исторический очерк становления методологического знания. Обоснование актуальности методологических проблем | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 2. Научно-педагогическое исследование как вид педагогической деятельности | ||||||
2.1. | Общая характеритика научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
2.2. | Типы научно-педагогических исследований | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
2.3. | Принципы научно-педагогических исследований | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
2.4. | Критерии качества научно-педагогических исследований | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
2.5. | Современные направления развития научно-исследователькой деятельности | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 3. Научно-исследовательская работа магистрантов | ||||||
3.1. | Научно-исследовательская работа студентов вуза | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
3.2. | Затруднения студентов в научно-исследовательской деятельности | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
3.3. | Способы развития методологической культуры педагога-исследователя | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 4. Логика научного исследования | ||||||
4.1. | Логика научного исследования | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
4.2. | Общая характеристика основных этапов научного исследования | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
4.3. | Творчество ученого в конструировании логики исследования | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 5. Методы научного исследования | ||||||
5.1. | Методы психолого-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.2. | Соотношение методов научно-исследовательской деятельности и методов обучения, воспитания | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.3. | Классификация методов научного исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.4. | Сравнительно-исторические методы научно-педагогического исследования | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.5. | Опросные методы в научно-педагогическом исследовании | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.6. | Интервьирование как метод научно-педагогического исследования | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.7. | Тестовые диагностические методики | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.8. | Методы изучения и обобщения передового педагогического опыта | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.9. | Педагогический эксперимент и методика разработки его программы | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.10. | Наблюдение как метод научно-педагогического исследования | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.11. | Модели и моделирование в научном исследовании | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
5.12. | Экспертные оценки в научно-педагогических исследованиях | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 6. Методологический аппарат магистерской диссертации | ||||||
6.1. | Проблема, тема, объект, предмет, гипотеза научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
6.2. | Цель и задачи научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
6.3. | Актуальность, новизна, понятийный аппарат научно-педагогического исследования | Лекции | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
6.4. | Объективное и субъективное в методологическом аппарате магистерской диссертации | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 7. Технология научно-исследовательской работы магистрантов | ||||||
7.1. | Технология анализа актуальности темы и степени ее разработанности, выявления противоречия и проблемы исследования | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.2. | Технология постановки цели и задач исследования,определения объекта и предмета научно-исследовательской деятельности | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.3. | Способы выдвижения гипотезы, определения методологической основы и методов исследования | Практические | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.4. | Определение этапов и сроков деятельности, структурирование работы. Технология формулирования названий глав и параграфов магитсрерской диссертации | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.5. | Технология определения системы исходных теоретических положений | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.6. | Технология определения задач, содержания и методики опытно-экспериментальной работы | Практические | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.7. | Способы прогнозирования положительных результатов опытно-экспериментальной работы и возможных негативных последствий | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.8. | Технология разработки критериев и методов оценки результатов опытно-экспериментальной работы. Способы выбора экспериментальной и контрольной групп | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.9. | Технология подготовки анкет, тестов, дидактических материалов | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.10. | Проведение контрольных срезов | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.11. | Качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.12. | Формулирование выводов и подведение итогов исследования. Определение путей внедрения результатов исследования | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.13. | Определение перспектив дальнейшего изучения проблемы | Сам. работа | 1 | 1 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.14. | Организация литературного оформления результатов исследования | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.15. | Научная рецензия | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.16. | Подготовка автореферата магистерской диссертации | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
7.17. | Подготовка и защита магистерской диссертации | Практические | 1 | 2 | УК-6, ОПК-8 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2 |
Раздел 8. Зачет |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шкляр М.Ф. | Основы научных исследований: Учебное пособие | М.: Дашков и Ко, 2019 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Колесникова Н.И. | От конспекта к диссертации. Учебное пособие: учебное пособие | М.: Флинта, 2012 // ЭБС «Лань», 2012, 2012 | e.lanbook.com |
Л1.3 | В.А Ельчанинов | Научное исследование и логика его развития: учеб.пособие | Барнаул:Изд-во АлтГУ, 2013 | |
Л1.4 | Загвязинский В. И. | МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кузнецов И.Н. | Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров | М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Юдина О. И. | Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова | Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в MOODLE "Методология и технологии научно-исследовательской деятельности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru; XnView, http://xnviewload.ru/; 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt; AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; DjVu reader, http://djvureader.org/; Putty, https://putty.org.ru/licence.html; VLC, http://www.videolan.org/legal.html; QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html; NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google»; Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |