МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические основы социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 131
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 131 131 131 131
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Экономические основы социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с содержанием экономических процессов, протекающих на предприятиях, в учреждениях и организациях социокультурной сферы и социального обслуживания населения, научить адаптироваться в производственно-экономической среде, заложить основы самостоятельного участия в экономической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.категориально-понятийный аппарат экономических основ социальной работы; сущность и структуру экономических основ социальной работы; общие закономерности и условия функционирования экономических систем и отдельных предприятий и организаций социальной сферы
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные экономические знания в своей профессиональной деятельности; анализировать экономические ситуации, ресурсы и экономическое состояние предприятий и организаций социальной сферы; использовать полученные экономические знания в различных сферах жизнедеятельности, анализировать динамику материального благосостояния населения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать экономические знания в своей профессиональной деятельности; навыками анализа экономических показателей деятельности предприятий и организаций социальной сферы; навыками выявления резервов экономической эффективности социальной работы; способностью описывать социально-экономические процессы на основе анализа и обобщения социальной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономико-методологические основы социальной работы
1.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Основные экономические категории и понятия социальной работы Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.3. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.4. Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Социальная направленность экономической политики государства
2.1. Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Социально-ориентированная экономика как основа социальной работы Практические 3 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Социально-ориентированная экономика как основа социальной работы Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Финансовые основы социальной работы Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Экономическая среда организаций социального обслуживания Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Экономические основы деятельности организаций социального обслуживания Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Основные фонды и оборотные средства Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.8. Трудовые ресурсы предприятия Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.9. Социальные гарантии, льготы, и выплаты Сам. работа 3 11 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.10. Экзамен 3 9 ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ:
Теоретические вопросы:

1. Экономическое пространство социальной работы.
2. Структура экономических основ социальной работы.
3. Факторы производства в сфере социальной работы.
4. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы.
5. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы.
6. Ресурсы социальной работы.
7. Социальная направленность экономической политики государства.
8. Экономические основы системы социальной защиты.
9. Экономическая среда организаций социального обслуживания.
10. Система государственных экономических гарантий и льгот
11. Организационно-правовые формы предприятий и организаций социальной сферы и социального обслуживания.
12. Анализ воздействия факторов внешней среды на конкретные предприятия производственной и социальной сферы.
13. Объект и предмет изучения экономики предприятия
14. Признаки и организационно-правовые формы предприятий.
15. Экономические и социальные функции предприятия
16. Факторы внешней и внутренней среды предприятия.
17. Источники и состав средств предприятия
18. Источники финансирования учреждений социального обслуживания.
19. Участники рынка труда и их функции.
20. Персонал предприятия: количественные и качественные характеристики.
21. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
22. Показатели и динамика материального благосостояния населения.

Практические задания:

1. Охарактеризуйте особенности экономической деятельности в сфере социальной работы в современный период.
2. Оцените последствия разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности для социальной сферы.
3. Проанализируйте нормативно-правовые акты, закрепляющие экономические основы социальной работы.
4. Проведите экспертизу нормативно-правовой базы муниципальных социальных служб (на примере конкретной службы муниципалитетов Алтайского края).
5. Оцените значимость экономических методов социальной поддержки населения.
6. Проанализируйте экономические предпосылки развития социальной работы.
7. Охарактеризуйте систему государственных экономических гарантий и льгот.
8. Определите возможные критерии оценки качественных показателей благосостояния населения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Особенности экономической деятельности в сфере социальной работы.
2. Экономическое пространство социальной работы.
3. Принципы и методы экономики социальной работы.
4. Организация экономической деятельности социальной защиты населения.
5. Экономические функции государства.
6. Признаки и организационно-правовые формы предприятий.
7. Экономические и социальные функции предприятия
8. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
9. Потенциал предприятия
10. Финансирование социальной сферы.
11. Фонды предприятий и организаций социальной сферы
12. Структура рынка труда.
13. Характеристики персонала предприятия.
14. Фонд рабочего времени.
15. Производительность труда и ее факторы
16. Условия труда и их регулирование
17. Нормирование труда на предприятии.
18. Основные элементы организации производства
19. Заработная плата и стоимость рабочей силы.
20. Фонд заработной платы и тарифная система на предприятии.
21. Социальные гарантии, льготы и выплаты работникам предприятий
22. Понятие и классификация затрат предприятия
23. Состав затрат в учреждениях социального обслуживания.
24. Распределение выручки и прибыли предприятия
25. Факторы повышения эффективности производства.
26. Экономика здравоохранения.
27. Экономика образования.
28. Динамика благосостояния населения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/E2774145-21AF-4BB7-82E9-825931CA69F7
Л1.2 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт»., 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF
Л2.2 Хоминич И. П. Организация страхового дела: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BCF83E8A-F58B-4E6C-8E89-2AE31F5330CE
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 Курс в moodle «Экономические основы социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.