МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обучение лиц с ОВЗ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 26 18 26
Сам. работа 44 36 44 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к. пс. наук, доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.пе. наук, профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Обучение лиц с ОВЗ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся системы представлений об организации и осуществлении педагогического сопровождения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
модели проектирования совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
перечень и основные положения нормативно-правовых документов инклюзивного образования и индивидуализации обучения;
технологии и принципы диагностирования образовательных результатов, механизмы выявления индивидуальных особенностей и способы преодоления затруднений в обучении;
особенности гибкого управления образовательным процессом, основы построения стандартных и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
особенности проектирования и использования психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности;
общие и специфические особенности психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;
особенности организации сетевой формы реализации профессиональных образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и технологии и методы организации взаимодействия участников образовательных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать в практической деятельности методы и приемы сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
использовать технологии и методы организации взаимодействия участников образовательных отношений и социальные сети для организации взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
проектировать специальные условия и применять психолого- педагогические технологии при инклюзивном образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями;
проектировать и организовывать деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями по овладению адаптированной образовательной программой инклюзивного образования;
разрабатывать программы регулярного отслеживания результатов освоения образовательной программы обучающимися;
разрабатывать и реализовывать программы целенаправленной деятельности по преодолению трудностей в обучении;
использовать современные способы диагностики и мониторинга образовательных результатов;
проектировать и применять оптимальные формы и технологии организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования ресурсов нескольких организаций при планировании и организации взаимодействия участников образовательных отношений;
осуществления деятельности по проектированию и использованию эффективных психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями;
регулярного отслеживания результатов освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ;
навыками осуществления деятельности по проектированию организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обучение лиц с овз
1.1. Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.2. Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 6 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.3. Особенности организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.4. Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.5. Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 6 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.6. Содержание социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 6 10 ПК-3 Л2.1
1.7. Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.8. Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.9. Нормативные правовые основы управления организацией образования детей с ОВЗ Сам. работа 6 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.10. Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.11. Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 6 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.12. Составление программ образования детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 6 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.13. Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья Лекции 6 2 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.14. Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья Практические 6 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.15. Технологии образования детей с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 6 4 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1
1.16. Подготовка к зачету Сам. работа 6 6 ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-7, ПК-3 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Коломийцев, Н. Поддубная Личностно-ориентированные технологии в образовании как фактор безопасного развития личности : монография Издательство ЧГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=434807
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачет) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.