МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Общая и возрастная психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки)
ПрофильАнглийский язык/Китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_АиК-1-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 54
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 36 18
Практические 18 18 18 36 18
Сам. работа 45 45 9 54 45
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 72 27 180 135

Программу составил(и):
к.пс.н., доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Общая и возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова О.Н.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 14.04.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова О.Н.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия.
Задачи курса:
- систематизировать базовые знания по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать развитие психолого-педагогической компетентности студентов; опыта творческого использования знаний в практике образовательного процесса;
- при организации учебно-воспитательного процесса обеспечить студентов знаниями по правлению интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами умениями и навыками анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирование их иээвективности при организации образовательного процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания иностранных языков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. развитие педагогической психологии и её современное состояние; методы пропаганды психологических знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные теории обучения и воспитания; определять наиболее оптимальные условия для обучения,
воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей; оценивать результаты учебно-воспитательного процесса организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом решения профессиональных задач на основе знаний особенностей организации педагогической и учебной деятельности; оценки результатов учебно-воспитательного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Методы исследования в педагогической психологии Сам. работа 1 8 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Современные направления обучения Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Компоненты учебной деятельности Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ
4.1. Сущность научения и его виды Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные зарубежные теории научения Практические 1 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.2. Психологические аспекты воспитания Практические 1 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
5.3. Структура воспитательного процесса Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения Практические 1 4 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.3. Педагогическая деятельность Сам. работа 1 13 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1
6.4. Экзамен 1 27 ОПК-3, ОПК-6, ОПК-7, ОПК-8, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ермаков В. А. Психология и педагогика: Учебное пособие Евразийский открытый институт, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90708
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьева, Н. И. Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов [Электронный ресурс] : гуманит. и естественнонауч. дисциплин. лтГУ, Фил. в г. Славгороде, Каф. гуманит. и естественнонауч. дисциплин. - 2-е изд., перераб. и доп., Учеб. электрон. изд. - Славгород: [б. и.], , 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/190
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Общая и возрастная психология" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6915
Э2 Психология в контексте жизненного познавательного опыта студентов [Электронный ресурс] http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий (20 баллов), активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий (50 баллов), и ответить на вопросы к экзамену (30 баллов).
В экзаменационный билет включены три вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. За ответ студент может получить максимально 30 баллов.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Практические занятия способствуют более глубокому развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подгогтовке к ним; выделить вопросы, упражнения, ответы на которые без предварительной подготовки не прдставляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
При ответх на фопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо в начале делаетс вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ.