МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эколого-экономический анализ в природопользовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки01.04.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематические методы и информационные технологии в экологии и природопользовании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план01_04_02_ММиИТ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 72 108 72
Итого 144 108 144 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Эколого-экономический анализ в природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.04.02 Прикладная математика и информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018г. №13)

составлена на основании учебного плана:
01.04.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., профессор Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., профессор Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области количественного анализа эколого-экономических процессов и явлений, расширение навыков использования информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен комбинировать и адаптировать существующие информационно-коммуникационные технологии для решения задач в области профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности
ПК-3 способность разрабатывать и применять математические методы, системное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы вычислительных комплексов, сервисы, операционные системы и распределенные базы данных для решения задач производственно-технологической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия предметной области;
- методические подходы к оценке эколого-экономического эффекта в природопользовании;
- суть основных подходов измерения эколого-экономических показателей, подходы к оценке эколого-экономического ущерба;
- принципы использования различных программных сред для решения задач эколого-экономического анализа;
- основные функции программных сред, используемых для решения задач предметной области;
- общий алгоритм проведения аналитического исследования;
- источники получения информации для решения основных задач эколого-экономического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять базовые методы количественной оценки эколого-экономических эффектов;
- применять информационные технологии для решения задач эколого-экономического анализа;
- формировать базу исходных данных эколого-экономического анализа;
- интерпретировать полученные результаты, оценивать их точность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- решения базовых задач эколого-экономического анализа и оценки эколого-экономических эффектов;
- работы с программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины;
- алгоритмами решения базовых (типовых) задач эколого-экономического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции эколого-экономического природопользования. Простейшие методы количественного анализа.
1.1. Концепции эколого-экономического анализа природопользования. Природопользование: основные понятия. Показатели и индикаторы ухудшения состояния окружающей среды. Подходы к оценке экологических последствий. Экологический и экономический ущерб. Экологический риск, способы измерения. Подходы к оценке эколого-экономических эффектов. Однофакторные модели экологического риска: пороговые и беспороговые. Лекции 4 6 Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Исследование концепций эколого-экономического анализа. Чтение литературы. Выполнение типовых расчетных заданий. Сам. работа 4 24 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Измерение эколого-экономических показателей. Численная оценка экологических рисков и эффектов. Моделирование экологических рисков. Пороговые и беспороговые модели. Практические 4 6 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Моделирование экологических рисков, модельная эколого-экономическая оценка перспективности внедрения эколого-ориентированной технологии в производство.
2.1. Моделирование эколого-экономических процессов в природопользовании (множественность факторов). Интервальные оценки экологических рисков при нормальном распределении по непрерывным данным. Методы дискретизации переменных. Анализ структуры системы факторов. Модели множественной регрессии в задачах эколого-экономического анализа (логистическая регрессия). Разработка структурных моделей эколого-экономических систем на базе байесовской сети доверия. Количественная оценка причинных эффектов. Сценарный анализ. Лекции 4 8 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Оценка причинных связей и ожидаемого причинного эффекта при сравнении переменных попарно (категориальные и непрерывные величины). Практические 4 8 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Выполнение типовых расчетных работ. Сам. работа 4 24 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Эколого-экономический анализ внедрения инновационных технологий в производство.
3.1. Имитационное моделирование последствий внедрения эколого-ориентированной технологии в производстве. Экономический и экологические эффекты. Обоснование элементов государственной политики стимулирования внедрения эколого-ориентированных технологий в производстве. Эколого-экономический анализ внедрения биогазовых установок в производство. Лекции 4 4 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Эколого-экономический анализ внедрения биогазовых установок в производство. Имитационное моделирование. Практические 4 4 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Выполнение типовых расчетных работ. Сам. работа 4 24 Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тихомиров Н. П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Гурова Т. Ф., Назаренко Л. В. ЭКОЛОГИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлов А.И. Прикладная статистика: М.: Экзамен, 2009 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Уэс Маккинли Python и анализ данных: Издательство "ДМК Пресс", 2015 e.lanbook.com
Л3.2 АлтГУ Статистический анализ данных: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань" . http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э4 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-books
Э5 Образовательный портал АлтГУ. http://portal.edu.asu.ru
Э6 Общероссийский математический портал. http://www.mathnet.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрено.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.