Закреплена за кафедрой | Кафедра информационной безопасности |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юрист в сфере IT и цифрового права |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ЦП-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра информационной безопасности
Протокол от 05.06.2019 г. № 10-2018/19
Заведующий кафедрой д.ф.-м.н., профессор Поляков В.В.
1.1. | Цель курса — ознакомление студентов с современными средствами защиты информации компьютерных систем, овладение методами решения задач защиты информации от несанкционированного доступа |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-3 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о критериях оценки защищенности систем; о проблемах и направлениях развития аппаратных и программных средств защиты информации; о современных криптографических системах; основные стандарты и спецификации в области обеспечения информационной безопасности; принципы обеспечения информационной безопасности в условиях современного информационного общества возможности использования новых информационных технологий и их средств при практической реализации требований отечественных и международных стандартов информационной безопасности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать методы обеспечения информационной безопасности в работе современной коммерческой организации; создавать условия безотказной эксплуатации программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления коммерческой организацией; обеспечивать конфигурирование безопасных сетевых средств на основе программно-аппаратные средств обеспечения информационной безопасности; определять основные принципы функционирования и обеспечения защиты программно-аппаратных современных средств информационной безопасности. - способы использования безопасных информационных технологий в работе современной коммерческой организации; - основные тенденции развития рынка программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления организацией; - условия создания и эксплуатации программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления коммерческой организацией; - безопасные сетевые технологии, в которых используются программно-аппаратные средств обеспечения информационной безопасности; принципы функционирования и обеспечения защиты программно-аппаратных средств информационной безопасности; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | эффективного использования программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности информационных технологий в профессиональной деятельности; работы со средствами защиты информации (на основе учебных имитационных программ); создавать и эксплуатировать автоматизированные системы, используя программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности АКС в организации; создавать документацию для использования программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности; применять в различных проектах программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные принципы создания и применения программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности. | ||||||
1.1. | Стандарты и спецификации в области ИБ. Задачи и технология сертификации программно-аппаратных средств на соответствие требованиям информационной безопасности. Основные категории требований к программной и программно-аппаратной реализации средств обеспечения информационной безопасности. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.10, Л1.1 | |
1.2. | Категории и модели информационной безопасности | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.10, Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Идентификация и аутентификация пользователей. Понятие несанкционированного доступа. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.6, Л1.1 | |
Раздел 2. Программно-аппаратные средства, реализующие отдельные функциональные требования по защите, их принципы действия и технологические особенности, взаимодействие с общесистемными компонентами вычислительных систем | ||||||
2.1. | Программно-аппаратные средства шифрования. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.8, Л2.3, Л1.1 | |
2.2. | Защита компонентов ПЭВМ | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.6, Л2.3, Л1.1 | |
2.3. | Методы и средства привязки программного обеспечения к аппаратному окружению и физическим носителям. | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.6, Л2.3, Л1.1 | |
2.4. | Биометрические средства защиты информации и разграничения доступа | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.6, Л2.7, Л1.1 | |
2.5. | Программно-аппаратные средства защиты информации в сетях передачи данных | Практические | 1 | 4 | Л2.7, Л2.5, Л1.1 | |
2.6. | Аудит безопасности корпоративных систем | Сам. работа | 1 | 12 | Л2.9, Л2.4, Л1.1 | |
2.7. | Обеспечение безопасности доступа к данным информационной системы организации с помощью продуктов Microsoft и Aladdin. Типовые решения. | Лабораторные | 1 | 2 | Л2.9, Л2.6, Л1.1 | |
Раздел 3. Зачет | ||||||
3.1. | Зачет | 1 | 4 | Л2.9, Л2.6, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Какие программные модули входят в состав программного комплекса ViPNet? Опишите особенность ViPNet при комбинировании криптографических алгоритмов с симметричными и асимметричными ключами. Назовите распространенные алгоритмы хэширования. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Обзор современных программно-аппаратных средств защиты информации |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Казарин О. В. | Программно-аппаратные средства защиты информации. Защита программного обеспечения : учебник и практикум для вузов: | Издательство Юрайт, 2018//ЭБС Университетская библиотека Online | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Грибунин В. Г., Чудовский В. В. | Комплексная система защиты информации на предприятии: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2009 | |
Л2.2 | В.А. Трушин, Ю.А. Котов, Л.С. Левин, К.А. Донской | Введение в информационную безопасность и защиту информации: учебное пособие | Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Шаньгин В.Ф. | Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства: учебное пособие | "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л2.4 | Петренко С.А., Петренко А.А. | Аудит безопасности Intranet: учебное пособие | ДМК Пресс, 2010 | e.lanbook.com |
Л2.5 | Оглтри Т. | Firewalls. Практическое применение межсетевых экранов: | ДМК Пресс, 2008 | e.lanbook.com |
Л2.6 | П. Б. Хорев | Методы и средства защиты информации в компьютерных системах: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2005 | |
Л2.7 | Сердюк В.А. | Организация и технологии защиты информации: обнаружение и предотвращение информационных атак в автоматизированных систем предприятий: учебное пособие | НИУ Высшая школа экономики, 2011 | |
Л2.8 | С. Б. Гашков, Э. А. Применко, М. А. Черепнев | Криптографические методы защиты информации: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
Л2.9 | Ярочкин В.И., Бузанова Я.В. | Аудит безопасности фирмы: теория и практика: учеб. пособие для вузов | Королев: Парадигма, 2005 | |
Л2.10 | А. И. Куприянов, А. В. Сахаров, В. А. Шевцов | Основы защиты информации: учеб. пособие | М.: Академия, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ. Режим доступа: http://www.fstec.ru/. | |||
Э2 | Подборка ГОСТов, российских стандартов и рекомендаций в области информационной безопасности. Режим доступа: http://www.npo-echelon.ru/common_files/standards.htm | |||
Э3 | Стандарты информационной безопасности. Режим доступа: http://www.iso27000.ru/chitalnyi-zai/standarty-informacionnoi-bezopasnosti | |||
Э4 | Институт стандартов США. Режим доступа: http://csrc.nist.gov/ | |||
Э5 | «Общие критерии» Режим доступа: http://www.niap-ccevs.org/cc-scheme/ | |||
Э6 | Бюллетень информационной безопасности. Режим доступа: http://www.jetinfo.ru/ | |||
Э7 | www.gpntb.ru/ Государственная публичная научно-техническая библиотека. | |||
Э8 | www.nlr.ru/ Российская национальная библиотека. | |||
Э9 | www.nns.ru/ Национальная электронная библиотека. | |||
Э10 | www.rsl.ru/ Российская государственная библиотека. | |||
Э11 | www.microinform.ru/ Учебный центр компьютерных технологий «Микроинформ». | |||
Э12 | www.tests.specialist.ru/ Центр компьютерного обучения МГТУ им. Н.Э.Баумана. | |||
Э13 | www.intuit.ru/ Образовательный сайт | |||
Э14 | www.window.edu.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
Э15 | www.osp.ru/ Журнал «Открытые системы» | |||
Э16 | www.ihtika.lib.ru/ Библиотека учебной и методической литературы | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
108С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
001вК | склад экспериментальной мастерской - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Акустический прибор 01021; виброизмеритель 00032; вольтметр Q1202 Э-500; вольтметр универсальный В7-34А; камера ВФУ -1; компьютер Турбо 86М; масспектрометр МРС -1; осциллограф ЕО -213- 2 ед.; осциллограф С1-91; осциллограф С7-19; программатор С-815; самописец 02060 – 2 ед.; стабилизатор 3218; терц-октавный фильтр 01023; шкаф вытяжной; шумомер 00026; анализатор АС-817; блок 23 Г-51; блок питания "Статрон" – 2 ед.; блок питания Ф 5075; вакуумный агрегат; весы; вольтметр VM -70; вольтметр В7-15; вольтметр В7-16; вольтметр ВУ-15; генератор Г-5-6А; генератор Г4-76А; генератор Г4-79; генератор Г5-48; датчик колебаний КВ -11/01; датчик колебаний КР -45/01; делитель Ф5093; измеритель ИМП -2; измеритель параметров Л2-12; интерферометр ИТ 51-30; источник "Агат" – 3 ед.; источник питания; источник питания 3222; источник питания ЭСВ -4; лабораторная установка для настройки газовых лазеров; лазер ЛГИ -21; М-кальк-р МК-44; М-калькул-р "Электроника"; магазин сопротивления Р4075; магазин сопротивления Р4077; микроскоп МБС -9; модулятор МДЕ; монохроматор СДМС -97; мост переменного тока Р5066; набор цветных стекол; насос вакумный; насос вакуумный ВН-01; осциллограф С1-31; осциллограф С1-67; осциллограф С1-70; осциллограф С1-81; осциллоскоп ЕО -174В – 2 ед.; пентакта L-100; пирометр "Промень"; пистонфон 05001; преобразователь В9-1; прибор УЗДН -2Т; скамья оптическая СО 1м; спектограф ДФС -452; спектограф ИСП -51; стабилизатор 1202; стабилизатор 3217 – 4 ед.; стабилизатор 3218; стабилизатор 3222 – 3 ед.; станок токарный ТВ-4; усилитель мощности ЛВ -103 – 4 ед.; усилитель У5-9; центрифуга ВЛ-15; частотомер Ч3-54А; шкаф металлический; эл.двигатель; электродинамический калибратор 11032 |
Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. - бегло ознакомиться с содержанием очередной лекции по основным источникам литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины; - обратить особое внимание на сущность и графическое сопровождение основных рассматриваемых теоретических положений. Рекомендации по подготовке к лабораторным работам - руководствоваться графиком лабораторных работ РПД; - накануне перед очередной работой необходимо по конспекту или в методических указаниях к работе просмотреть теоретический материал работы; - на лабораторном занятии, выполнив разработку алгоритма и реализовав задание на языке высокого уровня, необходимо проанализировать окончательные результаты и убедится в их достоверности; - обратить внимание на оформление отчета, в котором должны присутствовать: цель работы, описание алгоритма, журнал опытных данных, реализация в опыте, цели работы, необходимые графические зависимости (при их наличии) и их анализ, результаты работы и выводы; - при подготовке к отчету руководствоваться вопросами, приведенными в методических указаниях к данной работе, тренажерами программ на ЭВМ по отчету работ и компьютерным учебником. Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе - руководствоваться графиком самостоятельной работы; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - подготовку к экзамену необходимо проводить по экзаменационным теоретическим вопросам - при подготовке к экзамену параллельно прорабатываете соответствующие теоретические и практические разделы курса, все неясные моменты фиксируйте и выносите на плановую консультацию. |