МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии управления проектами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильУправление проектами в ГМУ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_УП вГМУ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 42 42 42 42
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии управления проектами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2014г. №1518)

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение слушателями знаний методологических основ проектирования ИС и соответствующего инструментария;
подготовка студентов к организационно-управленческой, аналитической и иной деятельности, требующейся в ходе реализации проектов, как в качестве исполнителей, так и руководителей проектов;
формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при управлении ИТ-проектами;
выработка умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами, обеспечивающих достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта;
получение слушателями навыков коллективного проектирования ИС.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников
ПК-12 способностью использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач
ПК-13 способностью критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза
ПК-14 способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы и средства организации и управления проектом на всех стадиях жизненного цикла;
основы менеджмента качества;
виды программного обеспечения, применяемого для проектной деятельности;
этапы и процессы жизненного цикла продукта;
методы управления проектами.
3.2.Уметь:
3.2.1.планировать проектные работы (составлять план-график) с использованием специализированного ПО;
выполнять проектные работы на различных стадиях в соответствии с одной или несколькими ролями, с использованием соответствующего ПО;
выявлять и анализировать риски, планировать мероприятия по их снижению;
определять цели проекта, основные параметры и требования к продукту;
составлять техническое задание для проекта;
выделять проектные задачи (соответствующие различным ролям);
оценивать сроки, затраты и качество проекта;
проводить сравнительный анализ и выбор ИТ для проектной деятельности;
выбирать инструментальные средства и технологии проектирования;
составлять (писать) техническую документацию, сопровождающую проект;
выделять и распределять проектные задачи (соответствующие различным ролям), организовывать командную работу.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией управления версиями;
программными инструментами, используемыми на различных стадиях проектирования;
методикой мозгового штурма;
методами коллективной работы в проектной команде, в т.ч. удалённой работы;
методикой управления рисками;
навыками использования технологических стандартов проектирования;
навыками разработки технологической документации;
навыками работы с инструментальными средствами управления проектами, анализа и проектирования;
культурой речи и терминологией в области ИТ и ИС.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Поддержка процессов управления проектами
1.1. Введение Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Планирование и контроль Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Начало проекта Практические 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Управление конфигурацией Лекции 3 1 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Разработка ТЗ Практические 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Инструментальные средства управления проектами Лекции 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.13. Управление проектами и планиерование задач Практические 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Командная работа в системе управления проектами Практические 3 2 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Управление версиями Практические 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.2
1.18. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 6 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Жизненный цикл информационных систем
2.1. Обеспечение качества программного обеспечения Лекции 3 3 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами Сам. работа 3 6 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.3. Планирование управления рисками Практические 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Чтение лекции и рекомендованной литературы. Работа с интернет-ресурсами. Доработка лаборатор- ной работы. Сам. работа 3 4 ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Долженко, А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428801
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. В. Бунова, А. Н. Шурыгин Применение свободно распространяемого программного обеспечения для управления ИТ-проектами в госсекторе: , 2015 https://e.lanbook.com/journal/issue/298073
Л2.2 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Гниденко И. Г., Павлов Ф. Ф., Федоров Д. Ю. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Управление ИТ-проектами" portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курсы ИТ-менеджмента – При МГТУ им. Баумана www.specialist.ru
Э5 Система управления проектами Адванта / Блог www.advanta-group.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OpenOffice.org / LibreOffice,
Firefox/Chrome/Chromium,
VirtualBox,
XMind / FreeMind;
MS Project / ProjectLibre / Planner,
MS Visio / Dia,
IBM Rational Method Composer,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2543