Закреплена за кафедрой | Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Прикладная информатика в экономике |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИЭ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Лабораторные | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 79 | 79 | 79 | 79 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук, доцент Юдинцев А. Ю.
1.1. | приобретение теоретических знаний и практических навыков в области прогнозирования социально-экономических процессов с использованием современных информационных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03 |
ПК-1 | Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе. |
ПК-5 | Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область. |
ПК-12 | Способен выполнять оценку и выбор варианта архитектуры программного средства |
ПК-13 | Способен выполнять оценку возможности реализации ИТ проекта |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы системного и математического анализа социально-экономических процессов; компьютерные средства реализации математических методов; этапы создания имитационных моделей и способы обработки результатов имитационных экспериментов; области и возможности использования математических и статистических методов и моделей для анализа и прогнозирования социально-экономических процессов; методы моделирования сложных социально-экономических систем; возможности программных средств моделирования; технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства; принципы построения моделей процессов функционирования социально-экономических систем; методы формализации и алгоритмизации, возможности реализации моделей с использованием программно-технических средств современных ЭВМ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять методы анализа и обработки информации, методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования; применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических и управленческих задач; использовать математические методы как основу для моделирования и прогнозирования экономических процессов; использовать формализованные математические методы при разработке управленческих решений; анализировать и интерпретировать основные результаты математических и статистических исследований; разрабатывать рекомендации по повышению эффективности работы социально-экономических структур; выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления, проводить системный анализ прикладной области; выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций и их подсистем; использовать различные операционные системы; использовать метод имитационного моделирования при исследовании и проектировании ИТ-проекта; разрабатывать схемы моделирующих алгоритмов процессов и систем, реализовывать модели с использованием пакета прикладных программ моделирования; оценивать качество и затраты на разработку программного средства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | эконометрическими методами и практическими навыками расчетов; практическими навыками расчетов с использованием MS Excel; навыками использования MS Excel для обработки статистических данных; навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением математического инструментария; навыками работы в современной программно-технической среде в различных операционных системах; навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов; методами использования информационных и телекоммуникационных технологий; качественными и количественными методами анализа при принятии управленческих решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в компьютерное моделирование | ||||||
1.1. | Понятие компьютерного моделирования. Классификация и виды моделирования. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Особенности математического моделирования экономических процессов | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Экономико-математическое моделирование | ||||||
2.1. | Классификация задач математического программирования | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Классификация задач математического программирования | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Классификация задач математического программирования | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Компьютерное моделирование оптимизационных задач экономического анализа | ||||||
3.1. | Задачи планирования производства | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Задачи планирования производства | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Задачи планирования производства | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Способы решения задач линейного программирования | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Экономико-математическая модель задачи производственного планирования | Лабораторные | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Экономико-математическая модель задачи производственного планирования | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Решение задач нелинейного программирования | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Компьютерное моделирование задач нелинейного программирования | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
3.9. | Компьютерное моделирование задач нелинейного программирования | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Компьютерное моделирование взаимосвязей и динамики социально-экономических процессов | ||||||
4.1. | Компьютерные модели для исследования взаимосвязей Корреляционные модели. Регрессионные модели | Лекции | 6 | 4 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Корреляционные модели | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Корреляционные модели | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Регрессионные модели | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Регрессионные модели | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Компьютерные модели для исследования динамики социально-экономических процессов | Лекции | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.7. | Модели на основе скользящей средней и экспоненциального сглаживания | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.8. | Модели на основе скользящей средней и экспоненциального сглаживания | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.9. | Трендовые модели | Лабораторные | 6 | 2 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
4.10. | Трендовые модели | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-1, ПК-5, ПК-12, ПК-13 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. | Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов | М. : Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | [авт.-сост. А. Ю. Юдинцев, Г. Н. Трошкина] | Численные методы решения экономических задач: учеб.-метод. пособие | Изд-во АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Национальное общество имитационного моделирования | simulation.su | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS'Visual Studio 2008 Open Office Office 2010 Professional Windows 7 Professional 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС Гарант (http://www.garant.ru) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
103С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц |
304С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность" |
208С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц |
На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков. Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков. Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации. |