МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерное моделирование социально-экономических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 117
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 10 10 10 10
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рабочая программа дисциплины
Компьютерное моделирование социально-экономических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат. наук Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат. наук Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение теоретических знаний и практических навыков в области прогнозирования социально-экономических процессов с использованием современных информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ПК-12 Способен выполнять оценку и выбор варианта архитектуры программного средства
ПК-13 Способен выполнять оценку возможности создания архитектурного проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы системного и математического анализа социально-экономических процессов;
компьютерные средства реализации математических методов;
этапы создания имитационных моделей и способы обработки результатов имитационных экспериментов;
области и возможности использования математических и статистических методов и моделей для анализа и прогнозирования социально-экономических процессов;
методы моделирования сложных социально-экономических систем;
возможности программных средств моделирования;
технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства;
принципы построения моделей процессов функционирования социально-экономических систем;
методы формализации и алгоритмизации, возможности реализации моделей с использованием программно-технических средств современных ЭВМ.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы анализа и обработки информации, методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических и управленческих задач;
использовать математические методы как основу для моделирования и прогнозирования экономических процессов;
использовать формализованные математические методы при разработке управленческих решений;
анализировать и интерпретировать основные результаты математических и статистических исследований;
разрабатывать рекомендации по повышению эффективности работы социально-экономических структур;
выбирать методы моделирования систем, структурировать и анализировать цели и функции систем управления, проводить системный анализ прикладной области;
выбирать и оценивать архитектуру вычислительных систем, сетей и систем телекоммуникаций и их подсистем;
использовать различные операционные системы;
использовать метод имитационного моделирования при исследовании и проектировании ИТ-проекта;
разрабатывать схемы моделирующих алгоритмов процессов и систем, реализовывать модели с использованием пакета прикладных программ моделирования;
оценивать качество и затраты на разработку программного средства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.эконометрическими методами и практическими навыками расчетов;
практическими навыками расчетов с использованием MS Excel;
навыками использования MS Excel для обработки статистических данных;
навыками микроэкономического и макроэкономического моделирования с применением математического инструментария;
навыками работы в современной программно-технической среде в различных операционных системах;
навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов;
методами использования информационных и телекоммуникационных технологий;
качественными и количественными методами анализа при принятии управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в компьютерное моделирование
1.1. Понятие компьютерного моделирования. Классификация и виды моделирования. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
1.2. Особенности математического моделирования экономических процессов Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
1.3. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
1.4. Использование различных видов моделирования в экономических исследованиях Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
Раздел 2. Экономико-математическое моделирование
2.1. Классификация задач математического программирования Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
2.2. Классификация задач математического программирования Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
2.3. Классификация задач математического программирования Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
Раздел 3. Компьютерное моделирование оптимизационных задач экономического анализа
3.1. Задачи планирования производства Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.2. Задачи планирования производства Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.3. Задачи планирования производства Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.4. Способы решения задач линейного программирования Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.5. Экономико-математическая модель задачи производственного планирования Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.6. Экономико-математическая модель задачи производственного планирования Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.7. Решение задач нелинейного программирования Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.8. Компьютерное моделирование задач нелинейного программирования Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
3.9. Компьютерное моделирование задач нелинейного программирования Сам. работа 4 14 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
Раздел 4. Компьютерное моделирование взаимосвязей и динамики социально-экономических процессов
4.1. Компьютерные модели для исследования взаимосвязей Корреляционные модели. Регрессионные модели Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.2. Корреляционные модели Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.3. Корреляционные модели Сам. работа 4 13 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.4. Регрессионные модели Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.5. Регрессионные модели Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.6. Компьютерные модели для исследования динамики социально-экономических процессов Лекции 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.7. Модели на основе скользящей средней и экспоненциального сглаживания Лабораторные 4 1 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.8. Модели на основе скользящей средней и экспоненциального сглаживания Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.9. Трендовые модели Лабораторные 4 2 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1
4.10. Трендовые модели Сам. работа 4 12 ПК-13, ПК-12, ПК-5, ПК-1, ОПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 [авт.-сост. А. Ю. Юдинцев, Г. Н. Трошкина] Численные методы решения экономических задач: учеб.-метод. пособие Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальное общество имитационного моделирования simulation.su
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'Visual Studio 2008
Open Office
Office 2010 Professional
Windows 7 Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.