МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра радиофизики и теоретической физики
Направление подготовки03.06.01. Физика и астрономия
НаправленностьПриборы и методы экспериментальной физики
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план03_06_01_Физика и астрономия_Приб-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Лагутин Анатолий Алексеевич

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Рудер Давыд Давыдович

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.06.01 ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №867)

составлена на основании учебного плана:
03.06.01 Физика и астрономия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лагутин Анатолий Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра радиофизики и теоретической физики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лагутин Анатолий Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование у аспирантов представлений об организации научно-исследовательской работы с методологической и методической точек зрения, выработка навыков применения методов научного познания в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 cпособностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по направленности Приборы и методы экспериментальной физики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы научно-исследовательской деятельности;
организацию научных исследований в Российской Федерации;
правовые и законодательные основы научно-исследовательской деятельности;
особенности диссертационного исследования как вида научно-исследовательской работы;
процедуру подготовки и защиты диссертационного исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять современные средства и методы научного исследования в своей профессиональной деятельности;
работать с базами предпубликаций, библиографическими архивами, базами наукометрических показателей;
эффективно работать с современными печатными и электронными источниками научной информации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о специфике научно-исследовательской работы;
знаниями и принципами этики научного исследования;
навыками апробации результатов научного исследования, подготовки статей, тезисов и презентаций для публичного выступления;
навыками работы с современными наукометрическими и библиографическими базами данных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методологии и методы научного исследования
1.1. Понятие науки. Характерные черты современной науки. Определение и классификация научных исследований. Методы научных исследований. Этапы научных исследований. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие науки. Характерные черты современной науки. Определение и классификация научных исследований. Методы научных исследований. Этапы научных исследований. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие науки. Характерные черты современной науки. Определение и классификация научных исследований. Методы научных исследований. Этапы научных исследований. Сам. работа 2 14 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Организация научных исследований в России
2.1. Система научных учреждений Российской Федерации. Научно-исследовательская работа в высшей школе и в учреждениях науки. Организация теоретических и прикладных исследований. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Система научных учреждений Российской Федерации. Научно-исследовательская работа в высшей школе и в учреждениях науки. Организация теоретических и прикладных исследований. Практические 2 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Система научных учреждений Российской Федерации. Научно-исследовательская работа в высшей школе и в учреждениях науки. Организация теоретических и прикладных исследований. Сам. работа 2 16 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Методы научных исследований
3.1. Понятие метода научного исследования и его содержания. Уровни методов научного познания. Сущность и содержание системного анализа. Теоретические методы исследования. Экспериментальные исследования Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие метода научного исследования и его содержания. Уровни методов научного познания. Сущность и содержание системного анализа. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Теоретические методы исследования. Экспериментальные исследования Сам. работа 2 16 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок
4.1. Система управления сферой исследований и разработок. Система управления сферой исследований и разработок в США. Система управления научно-инновационной деятельностью в Великобритании. Система управления сферой исследований и разработок во Франции. Основы современного реформирования системы управления научной деятельностью Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Система управления сферой исследований и разработок. Система управления сферой исследований и разработок в США. Система управления научно-инновационной деятельностью в Великобритании. Система управления сферой исследований и разработок во Франции. Основы современного реформирования системы управления научной деятельностью Практические 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Система управления сферой исследований и разработок. Система управления сферой исследований и разработок в США. Система управления научно-инновационной деятельностью в Великобритании. Система управления сферой исследований и разработок во Франции. Основы современного реформирования системы управления научной деятельностью Сам. работа 3 7 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Организационные вопросы разработки и защиты диссертационных работ
5.1. Положение о Высшей аттестационной комиссии в РФ. Положение о совете по защите диссертаций. Порядок создания диссертационного совета. Порядок организации работы диссертационных советов. Проведение заседания диссертационного совета при защите диссертации. Тайное голосование и работа счетной комиссии. Порядок приостановления, возобновления и прекращения деятельности диссертационного совета Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Положение о Высшей аттестационной комиссии в РФ. Положение о совете по защите диссертаций. Порядок создания диссертационного совета. Порядок организации работы диссертационных советов. Проведение заседания диссертационного совета при защите диссертации. Тайное голосование и работа счетной комиссии. Порядок приостановления, возобновления и прекращения деятельности диссертационного совета Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Положение о Высшей аттестационной комиссии в РФ. Положение о совете по защите диссертаций. Порядок создания диссертационного совета. Порядок организации работы диссертационных советов. Проведение заседания диссертационного совета при защите диссертации. Тайное голосование и работа счетной комиссии. Порядок приостановления, возобновления и прекращения деятельности диссертационного совета Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Порядок присуждения ученых степеней
6.1. Общие положения. Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней. Представление и защита диссертаций. Рассмотрение диссертаций и аттестационных дел Министерством науки и высшего образования РФ и ВАК Лекции 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Общие положения. Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней. Представление и защита диссертаций. Рассмотрение диссертаций и аттестационных дел Министерством науки и высшего образования РФ и ВАК Практические 3 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Общие положения. Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней. Представление и защита диссертаций. Рассмотрение диссертаций и аттестационных дел Министерством науки и высшего образования РФ и ВАК Сам. работа 3 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов.
1. Сформулируйте определение понятия "Методология" в широком и узком смысле этого слова, функции методологии.
2. Перечислите и охарактеризуйте методологические принципы.
3. Раскройте специфику научного познания и его основные отличия от стихийно - эмпирического.
4. Перечислите основные компоненты научного аппарата исследования и дайте краткую содержательную характеристику каждого из них.
5. Назовите и охарактеризуйте главные критерии оценки результатов научного исследования.
6. Раскройте сущность понятия "метод". Дайте определение понятию "научный метод".
7. Охарактеризуйте особенности применения методов научной литературы, архивных данных.
8. Сущность и роль метода эксперимента в научном исследовании. Обосновать наиболее важные условия эффективности его проведения. Этапы проведения эксперимента.
9. Обоснуйте сущность и специфику теоретического познания. Перечислите его основные формы.
10. Каким основным требованиям должна отвечать любая научная теория?
11. Раскройте особенности использования общенаучных логических методов в научном исследовании.
12. В чем заключается сущность количественных измерений в научном исследовании?
13. Сформулируйте определение понятия "методика исследования". Обоснуйте положение о том, что методика научного исследования всегда конкретна и уникальна.
14. Что следует понимать под систематизацией результатов исследования? Для каких целей проводится апробация результатов научной работы?
15. Какие этапы рассматривает процесс внедрения результатов исследования в практику?
16. Перечислите требования, которые предъявляются к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала в научной работе. Из каких основных частей
состоит научная работа?
17. Методы статистического описания данных.
18. Методы графического представления данных.
19. Корреляционный анализ и сферы его применения.
20. Сущность, структура и функции познания.
21. Методология, принципы и методы исследования.
22. Структура проведения исследования.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема №1. Основные понятия и определения учебного курса
1.1. Понятия о науке
1.2. Характерные черты современной науки
1.3. Определение и классификация научных исследований
1.4. Этапы научных исследований

Тема №2. Организация научных исследований в России
2.1. Система научных учреждений Российской Федерации
2.2. Научно-исследовательская работа в высшей школе
2.3. Особенности научно-исследовательской работы аспирантов
2.4. Организация прикладных исследований

Тема №3. Методы научных исследований
3.1. Понятие метода научного исследования и его содержания
3.2. Уровни методов научного познания
3.3. Сущность и содержание системного анализа
3.4. Качественные методы исследований
3.5. Количественные методы исследований
3.6. Содержание метода теоретического исследования
3.7. Метод формализации
3.8. Мысленный эксперимент как метод исследования
3.9. Аксиоматический метод научного познания
3.10. Классификация, типы и задачи эксперимента
3.11. Элементы теории планирования эксперимента
3.12.Метрологическое обеспечение экспериментальных исследований

Тема №4. Опыт ведущих зарубежных стран в области государственного регулирования сферы исследований и разработок
4.1. Система управления сферой исследований и разработок
4.2. Система управления сферой исследований и разработок в США
4.3. Система управления научно-инновационной деятельностью в Великобритании
4.4. Система управления сферой исследований и разработок во Франции
4.5. Основы современного реформирования системы управления научной деятельностью

Тема №5. Организационные вопросы разработки и защиты диссертационных работ ............................................................................................................................. 179
5.1. Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ
5.2. Положение о совете по защите диссертаций
5.3. Порядок создания диссертационного совета
5.4. Порядок организации работы диссертационных советов
5.5. Проведение заседания диссертационного совета при защите диссертации
5.6. Тайное голосование и работа счетной комиссии
5.7. Порядок приостановления, возобновления и прекращения деятельности диссертационного совета

Тема № 6. Порядок присуждения ученых степеней
6.1. Общие положения
6.2. Критерии, которым должны отвечать диссертации на соискание ученых степеней
6.3. Представление и защита диссертаций
6.4. Рассмотрение диссертаций и аттестационных дел Министерством науки и высшего образования и ВАК
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.К. Новиков Методология и методы научного исследования: курс лекций Москва : Альтаир : МГАВТ, 2015 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
Л1.2 И.Л. Егошина Методология научных исследований: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2018 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Аверченков, Ю.А. Малахов Основы научного творчества: Учебное пособие Москва : Флинта, 2016 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
Л2.2 Н.П. Заграй, И.А. Кириченко Организация научных исследований: учебное пособие Издательство Южного федерального университета, 2016 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система общего назначения (MS Windows, GNU/Linux)
Веб-браузер
Пакет офисных приложений (MS Office, Apache OpenOffice)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Архив предпубликаций ArXiV https://arxiv.org/
Архив препринтов CEUR Workshop Proceedings (CEUR-WS.org)
Библиографическая база (http://adsabs.harvard.edu/ads_abstracts.html)
Система менджмента библиографией Mendeley (https://www.mendeley.com)
Наукометрическая база Web of Sciense (https://login.webofknowledge.com)
Наукометрическая база Scopus (https://www.scopus.com)
Наукометрическая база РИНЦ (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Посещение лекций и практических занятий является обязательным условием для допуска к итоговой аттестации по дисциплине.

Не зависимо от итоговой формы отчетности аспирант должен выполнить все задания, предусмотренные для самостоянтельной работы.