МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коррекционная педагогика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-5-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
к.психол.н., заведующий кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Коррекционная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПК-32 способностью осуществлять психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, социальной среды, профилактических и коррекционно-реабилитационных программ и мер
ПСК-4.1 способность применять методологию сопровождения детей и подростков группы риска
ПСК-4.2 способность проводить динамическую диагностику психосоциальных проблем и отклонений развития, признаков семейной дисфункции, жестокого обращения и насилия
ПСК-4.3 способность планировать и реализовывать программы системного пролонгированного сопровождения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-педагогические проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре коррекционной педагогики, обобщать и систематизировать знания по педагогическим проблемам темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в учебно-воспитательном процессе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ
1.1. Объект, предмет и задачи курса коррекционной педагогики Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний Практические 8 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии Сам. работа 8 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Основные положения коррекционной деятельности Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Принципы коррекционно-педагогической деятельности Практические 8 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Принципы коррекционно-педагогической деятельности Сам. работа 8 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ, ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка Лекции 8 6 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Возрастные и личностные особенности развития детей и подростков Практические 8 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте Сам. работа 8 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ
4.1. Проблемы эмоционального развития в детском возрасте Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии Практические 8 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Природа детской агрессивности Сам. работа 8 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
5.1. Дети с задержкой психического развития Лекции 8 4 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями интеллекта. Нарушения речи у детей школьного возраста Практические 8 8 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Особенности учебной деятельности учащихся с отклонениями в развитии Сам. работа 8 11 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3 Л1.1, Л2.1
5.4. Экзамен 8 27 ОПК-1, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-32, ПСК-4.1, ПСК-4.2, ПСК-4.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лапп Е. А., Шипилова Е. В. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ворошнина Л.В. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. ТВОРЧЕСКОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 коррекционная педагогика Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 коррекционная педагогика ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.