МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерная графика и издательские системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Данько Е.В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерная графика и издательские системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. физ.-мат.наук, Юдинцев А. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой канд. физ.-мат.наук, Юдинцев А. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство слушателей с основами компьютерной графики, настольной издательской системой LaTeX;
знакомство слушателей с прёмами создания научно-технических публикаций любой сложности;
приобретение практических навыков и умений использования графических данных в научно-технических публикациях, подготовки программной документации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен принимать участие во внедрении информационных систем.
ПК-7 Способен настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
ПК-11 Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, применяемую в компьютерной графике и издательских системах;
примеры использования издательских технологий в сопроводительной документации к программным продуктам;
способы автоматизированной генерации, обработки и конвертации графических данных;
способы оптимального создания и публикации научно-технической документации.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и обрабатывать графические данные;
работать в открытых издательских системах;
писать скрипты для автоматической обработки графических данных;
создавать научно-техническую документацию любой сложности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.создания и обработки растровой и векторной графики;
допечатной подготовки статей, отчётов, технической документации;
написания скриптов для автоматической обработки графических данных;
создания научно-технической документации любой сложности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная графика.
1.1. Основные понятия компьютерной графики. Векторная графика. Трёхмерная графика. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Растровая графика. Фрактальная графика. Форматы файлов. Лекции 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Работа с векторной графикой. Лабораторные 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 8 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.7. Основные приёмы работы с растровой графикой. Обработка цифровых фотографий. Лабораторные 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 8 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.9. Конвертеры файлов. Деловая и научная графика. Лекции 7 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Конвертеры графических файлов. Лабораторные 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.12. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 4 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.13. Основы инженерной и научной графики. Лабораторные 7 2 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
1.14. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 7 4 ПК-6, ПК-7 Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Издательские технологии
2.1. Издательские системы. Введение в LaTeX. Команды в LaTeX. Буквы и символы. Шрифты. Лекции 7 2 ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-6, ПК-7 Л3.1, Л1.2
2.3. Документирование программного кода. Лабораторные 7 2 ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 2 ПК-6, ПК-7 Л1.2
2.5. Простой текст. Компиляция, ошибки. Выбор шрифтов. Команды и окружения. Акценты и символы. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.7. Строки, абзацы, страницы. Форматирование текста. Боксы. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-11 Л3.2, Л1.2
2.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л3.2, Л1.2
2.9. Строки, абзацы, страницы. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.11. Форматирование текста. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.12. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.13. Структура печатного документа. Главный файл (проект). Команды в LaTeX (углубленное рассмотрение). Стиль документа. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-11 Л3.1, Л1.2
2.14. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л3.1, Л1.2
2.15. Структура документа. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.17. Стиль документа. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.18. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.19. Математика в LaTeX'e (с расширением AMS). Лекции 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.20. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.21. Математика в LaTeX'e. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.22. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.23. Таблицы в LaTeX'e. Графика в LaTeX'e. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-11 Л3.1, Л1.2
2.24. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 7 2 ПК-7, ПК-11 Л3.1, Л1.2
2.25. Таблицы. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.26. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.27. Графика. Лабораторные 7 2 ПК-7, ПК-11 Л1.2
2.28. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 7 4 ПК-7, ПК-11 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 И. Е. Колошкина, В. А. Селезнев, С. А. Дмитроченко Компьютерная графика : учебник и практикум для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12341-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].: учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шпаков П. С. , Юнаков Ю. Л. , Шпакова М. В. Основы компьютерной графики: учебное пособие: Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 И.П. Хвостова, О.Л. Серветник и др. Компьютерная графика:: учебное пособие СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Перемитина, Т. О. Компьютерная графика: учебное пособие: Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Н. В. Волков Создание презентаций в LATEX с использованием класса документов BEAMER: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012
Л3.2 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления: Госстандарт России, 2003 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Inkscape на русском inkscape.paint-net.ru
Э2 Уроки Inkscape Гиперссылка openarts.ru
Э3 Gimp на русском www.progimp.ru
Э4 Уроки Gimp www.gimpart.org
Э5 Официальный сайт Netpbm netpbm.sourceforge.net
Э6 Официальный сайт ImageMagick www.imagemagick.org
Э7 Русскоязычная документация по ImageMagick help.ubuntu.ru
Э8 10 ключевых функций ImageMagick onthe.io
Э9 Официальный сайт GNUplot www.gnuplot.info
Э10 GNUplot в вопросах и ответах gnuplot.ikir.ru
Э11 Работа в системе LaTeX www.intuit.ru
Э12 Работа в системе LaTeX 3 www.intuit.ru
Э13 The LaTeX Project www.latex-project.org
Э14 TeX Live tug.org
Э15 LaTeX на Хабрахабр habrahabr.ru
Э16 LaTeX — Викиучебник ru.wikibooks.org
Э17 LaTeX в России www.inp.nsk.su
Э18 Оформление научных результатов: интеграция LaTeX и Gnuplot habrahabr.ru
Э19 Официальный сайт Doxygen www.stack.nl
Э20 Doxygen на русском doxygen.netserv.ru
Э21 Курс в Moodle "Компьютерная графика и издательские системы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Far,
OpenOffice,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Inkscape,
Gimp,
Netpbm,
ImageMagick,
GNUplot,
TeX Live,
Kile/TeXmaker,
doxygen+doxywizard.
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3881

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2504