МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные системы фондового рынка
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-234-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. наук , профессор Матяш И.В.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные системы фондового рынка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р техн. наук, профессор В.И. Псарев

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра прикладной информатики в экономике, государственном и муниципальном управлении

Протокол от 20.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор В.И. Псарев

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Научиться использовать современные информационные технологии;
Изучить информационные системы для финансовых рынков, включая торговые терминалы;
Понять особенности использования информационных систем в финансовой области;
Ознакомиться с методами представления, хранения, обработки и передачи финансовой информации;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8: способностью программировать приложения и создавать программные прототипы решения прикладных задач
ПК-21: способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
ПК-23: способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию и методику оценки экономических затрат и рисков при создании информационных систем.
-основы теории и методики системного подхода и математических методов
основы программирования в условиях современных финансовых систем;
основы применение ИС в условиях глобальных биржевых финансовых рынков;
современные мировые финансовые системы;
глобальные биржевые финансовые рынки;
принципы построения и эксплуатации информационных систем фондовых рынков;
информационные технологии биржевой торговли.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы оценки экономических затрат и рисков при создании информационных систем;
-применять инструментарий системного подхода и математических методов для анализа финансовых рынков;
Разрабатывать прикладные решения в области экономических процессов
находить финансовую информацию в глобальных компьютерных сетях;
обрабатывать на компьютере первичные данные для получения качественно новой финансовой информации в целях принятия инвестиционных решений;
проводить технический и фундаментальный анализ ценных бумаг;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками программирования и решения прикладных задач в области управления финансовыми активами;
- владеть практическими приемами оценки экономических затрат и рисков при создании информационных систем;
- технологиями решения прикладных задач на основе применения методов системного подхода и математических инструментов;
владения компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;
Сформировать комплекс знаний и умений, необходимых для практической торговли на финансовых рынках.
Иметь навыки применения математических методов в разработке программного обеспечения;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фондовый рынок и его анализ
1.1. Понятие и структура рынка ценных бумаг Лекции 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Понятие и структура рынка ценных бумаг Лабораторные 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Понятие и структура рынка ценных бумаг Сам. работа 5 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг Лекции 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг Лабораторные 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Первичный и вторичный рынок ценных бумаг Сам. работа 5 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг Лекции 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг Лабораторные 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг Сам. работа 5 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Основные виды ценных бумаг Лекции 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Основные виды ценных бумаг Лабораторные 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Основные виды ценных бумаг Сам. работа 5 12 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Производные ценные бумаги: фьючерсы и опционы Лекции 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Производные ценные бумаги: фьючерсы и опционы Лабораторные 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Производные ценные бумаги: фьючерсы и опционы Сам. работа 5 14 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Технический анализ фондового рынка Лекции 5 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Технический анализ фондового рынка Лабораторные 5 3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Технический анализ фондового рынка Сам. работа 5 16 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Фундаментальный анализ фондового рынка Лекции 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Фундаментальный анализ фондового рынка Лабораторные 5 0.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.21. Фундаментальный анализ фондового рынка Сам. работа 5 16 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Уткин В.Б., Балдин К.В. Информационные системы в экономике: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие Юрайт, 2012 https://bgkpsm.belstu.by/Portals/30/Book/Technologies/Informatsionnyye-tekhnologii--Trofimov-.pdf
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бобылева А.З. Финансовый менеджмент. Проблемы и решения: учеб. для магистров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.intuit.ru
Э2 www.mql4.com/ru/
Э3 www.alpari.org/
Э4 www.metaquotes.ru
Э5 www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека online
Э6 www.asu.ru/library/ - Научная библиотека Алтайского государственного университета
Э7 www.unn.ru/books/resources.html# - Фонд образовательных электронных ресурсов
Э8 e.lanbook.com - ЭБС «Лань»
6.3. Перечень программного обеспечения
«Комплект лицензионного программного обеспечения Алтайского государственного университета»
Acrobat Reader
пакет MS Office
Microsoft Windows
7-Zip
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licensesAcrobatReader




6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовая система Гарант
Информационно-правовая система Консультант+
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к лабораторным занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого лабораторного занятия).
Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме опроса, теста.
Промежуточная аттестация – проводится в форме зачета.