МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые информационные ресурсы в научно-исследовательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_МЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
к.т.н., доц., Рязанов М.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировые информационные ресурсы в научно-исследовательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целями учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы для научно-исследовательской деятельности» являются ознакомление с принципами и методами функционирования мировых информационных ресурсов для научных исследований, формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков работы с современными информационно-коммуникационными технологиями в научно-исследовательской деятельности.
Задачами изучения дисциплины являются:
• ознакомить магистрантов с определением, классификацией и характеристиками информационных ресурсов для научно-исследовательской деятельности (НИД);
• рассмотреть основные технологические принципы функционирования мировых информационных ресурсов для НИД на основе глобальной сети Internet;
• познакомить с организационными и экономическими аспектами работы с информационными ресурсами и методами оценки эффективности их использования;
• познакомить с правилами и особенностями поиска информации в открытых, корпоративных и других профессиональных базах данных в Internet и возможностью их испорльзования для НИД.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-9 способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о перспективах развития мировых информационных ресурсов для научных исследований, основных принципах работы о современных информационных технологиях в сетях различного уровня, принципах организации различных сервисов сети Internet;
современное состояние уровня и направлений развития мировых информационных ресурсов для научных исследований и их классификацию;
3.2.Уметь:
3.2.1.работать в корпоративных информационных системах и глобальных компьютерных сетях при проведении научных исследований;
использовать при проведении научных исследований сетевые средства поиска и обмена информацией с использованием эффективных методов поискового запроса;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и использования различных источников информации, в том числе информационные ресурсы для научных исследований, для проведения экономических расчетов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая классификация информационных ресурсов для научных исследований.Открытые информационные ресурсы для научных исследований. Корпоративные информационные ресурсы для научных исследований. Использование поисковых систем для научных
1.1. Общая классификация информационных ресурсов для научных исследований Лекции 1 2 ОК-1, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Мировые библиотеки, электронные каталоги Сам. работа 1 36 ОК-1, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Открытые информационные ресурсы для научных исследований Лекции 1 6 ОК-1, ПК-9 Л1.1
1.4. Мировые библиотеки, электронные каталоги Лабораторные 1 6 ОК-1, ПК-9 Л1.1
1.5. Использование поисковых систем для научных исследований Лабораторные 1 8 ОК-1, ПК-9 Л1.1
1.6. Использование поисковых систем для научных исследований Сам. работа 1 6 ОК-1, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.7. Корпоративные информационные ресурсы для научных исследований Лабораторные 1 8 ОК-1, ПК-9 Л1.1
1.8. Корпоративные информационные ресурсы для научных исследований Сам. работа 1 9 ОК-1, ПК-9 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С.В. Шаповалова Мировые информационные ресурсы для экономистов : учеб. -практ. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Общепользовательские поисковые системы (Google, Яндекс)
Научно-ориенированные поисковые системы (Google Scholar)
Открытые библиотеки (US Congress Library, Библиотека им. Ельцина, вузовские библиотеки)
Базы данных (World Bank, IMF)
Научно-исследовательские сети (ResearchGate)
Профессиональные библиометрические базы данных (РИНЦ, Scopus, Web of Science)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины магистрантами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех магистрантов. Лабораторная работа требует подготовки магистрантов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием магистрант может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Лабораторная работа заканчивается составлением отчета, проверяется и оценивается преподавателем.