МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы оптимальных решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон.наук , профессор, Мамченко О.П.

Рецензент(ы):
канд. физ-мат. наук , доцент, Половникова Е.С.

Рабочая программа дисциплины
Методы оптимальных решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 03.07.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон.наук профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 03.07.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р экон.наук профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков оптимизации стандартных экономических процессов, записи экономико-математических моделей и их решение для определения оптимальных рекомендаций и управленческих решений.Целью изучения дисциплины является формирование теоретических зананий и практических навыков постановки и решения типовых прикладных задач экономики для определения оптимальных рекомендаций и управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-23 способностью применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные подходы применения экономико-математических методов в профессиональной деятельности;
2. современные математические методы и модели стандартных экономических задач;
3. теоретические основы моделирования как научного метода.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
2. Использовать математические методы как основу для моделирования, прогнозирования и оптимизации экономических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Навыки системного анализа, прогнозирования и оптимального планирования социально-экономических процессов.
2. Навык использования математических методов как основы для моделирования и оптимизации экономических процессов;
3. Навык применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы оптимальных решений
1.1. Задача линейного программирования как классическая задача оптимизации. Оптимизация плана производства. Оптимизация смешения. Лекции 3 1 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Планирование и оптимизация финансов. Лекции 3 1 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Имитационное моделирование и основы теории принятия оптимальных решений. Лекции 3 1 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Анализ затрат на реализацию проекта. Сетевой анализ проектов. Лекции 3 1 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.5. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования и нелинейного программирования. Лабораторные 3 2 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.6. Планирование и оптимизация финансов. Задача рптимизации о назначениях. Лабораторные 3 2 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.7. Планирование и оптимизация финансов. Задача оптимизации о назначениях. Практические 3 2 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.8. Имитационное моделирование и основы теории принятия решений Практические 3 2 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.9. Анализ затрат на реализацию проекта Практические 3 2 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.10. Сетевой анализ проектов Практические 3 2 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.11. Планирование и оптимизация финансов. Задача оптимизации о назначениях. Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.12. Имитационное моделирование и основы теории принятия оптимальных решений. Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.13. Анализ затрат на реализацию проекта. Сетевой анализ проектов. Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.14. Оптимизация плана производства Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.15. Оптимизация плана смешения Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.16. Имитационное моделирование и основы теории принятия оптимальных решений. Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.17. Приложение теории игр к экономике. Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.18. Подготовка к лекционным, практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 3 8 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.19. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 3 10 ПК-23 Л3.2, Л2.3, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кремер Н.Ш. - под ред. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2011
Л2.2 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование: Учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Казанцева Л.Л., Дубина И.Н. Экономико-математические методы: Задачи и упражнения для студентов экономических специальностей.: АлтГУ, 2006 elibrary.asu.ru
Л3.2 Журавлева В.В. Введение в системный анализ и исследование операций: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 RU/НБ АлтГУ/BOOK/22.18/Ж 911-979506
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине
К его услугам лекционный курс, ориентированный на освоение программы по данной учебной дисциплине.
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине представлен на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Изучение каждой темы рекомендуется начинать с ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме.
Содержанием самостоятельной работы студента являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работа с основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа в библиотеке.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Лабораторная работа – вид учебного занятия, направленный на углубление и закрепление знаний, практических навыков, овладение современными методами экономико-математического моделирования в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста или бакалавра,состоит из экспериментально-практической, расчетно-аналитической частей и контрольных мероприятий.
5. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
6. Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств студента, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий по дисциплине. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у студента.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:
-информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
-ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
-обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;
-соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
-предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;
-ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае -возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;
-накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; -обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
7. Промежуточная аттестация (зачет). Перечень основных и дополнительных вопросов промежуточной аттестации представлен в РПД. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ при прохождении промежуточной аттестации, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
8. Интерактивные формы обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном высшем учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».авыки совместной деятельности. ждого и каждый обучает всех».