МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы оптимальных решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки38.03.01. Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_О-5-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д-р экон. наук, профессор, Мамченко Ольга Петровна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Половникова Елена Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Методы оптимальных решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Мамченко О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 27.04.2018 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Мамченко О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является:
сформировать теоретические знания и практические навыки записи экономико-математических моделей и научить решать задачи для определения оптимальных управленческих решений;
научить решать экономические задачи, которые корректно можно описать математической моделью с целью получения оптимального решения;
научить выявлять оптимальный способ действия при решении организационно-управленческих задач.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ОПК-3 способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Основные подходы применения экономико-математических методов в профессиональной деятельности;
2. Современные математические методы и модели стандартных экономических задач.
3. Теоретические основы моделирования как научного метода;
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Использовать математические методы как основу для моделирования и оптимизации экономических процессов;
2. Применять (при необходимости адаптировать) современный математический инструментарий для решения содержательных экономических задач;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Использования основных математических и количественных методов решения типовых организационно-управленческих задач и оптимизации экономических процессов.
2. Анализа стандартных экономических процессов, применяя экономико-математическое моделирование;
3. Формулировки рекомендаций и управленческих решений, обоснованных математическими расчетами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методы оптимальных решения
1.1. Математическое программирование. Классические задачи линейного математического программирования: задача планирования производства, задача о смесях (составление рациона), задача о раскрое материала. Общая задача линейного программирования. Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л3.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Составление математических моделей оптимизации экономических процессов с использованием линейного математического программирования. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.3
1.3. Постановка и решение задач линейного математического программирования графическим методом. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.3
1.4. Постановка и решение транспортной задачи методом потенциалов. Лекции 3 2 Л2.3, Л1.3
1.5. Получение первоначального опорного плана при решении транспортной задачи методами северо-западного угла и наименьших затрат. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.6. Расчет основных характеристик в сетевом планировании: продолжительность критического пути, резервы времени. Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.3
1.7. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение ЗЛП графическим методом". Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.8. Изучение темы "Двойственность в задачах линейного математического программирования. Теоремы двойственности. Основные свойства двойственных оценок". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.9. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление двойственной задачи и получение двойственных оценок с помощью теорем двойственности". Сам. работа 3 20 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.10. Изучение темы "Симплексный метод решения задачи линейного математического программирования". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.11. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение задачи математического программирования симплексным методом". Сам. работа 3 15 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.2, Л1.3
1.12. Выполнение индивидуального задания на тему "Решение транспортной задачи методом потенциалов". Сам. работа 3 13 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.13. Сетевое планирование Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.3
1.14. Изучение темы "Сетевое планирование. Сетевой график. Критический путь. Резервы времени". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.15. Выполнение индивидуального задания на тему "Составление сетевого графика и расчет основных характеристик сетевого планирования". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.16. Основы теории массового обслуживания Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.3
1.17. Изучение темы "Теория массового обслуживания. Основные понятия. Классификация систем массового обслуживания". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.18. Выполнение индивидуального задания по теме: "Расчет характеристик стохастических СМО: с отказами в обслуживании, с неограниченной чередью, с конечной длиной очереди". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.19. Изучение темы "Методы и модели управления товарно-материальными запасами. Основные понятия. Формула Вильсона". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.3
1.20. Выполнение индивидуального задания "Расчет характеристик товарно-материального склада". Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.3
1.21. Подготовка к итоговому экзамену по дисциплине. Сам. работа 3 25 ОПК-2, ОПК-3, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова, И. В Экономико-математическое моделирова-ние: Вузовский учебник, 2008
Л1.2 Кремер Н.Ш. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2011
Л1.3 В.В. Федосеев, А.Н. Тармаш, И.В. Орлова, В.А. Половников ; под ред. В.В. Федосеев. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебники и учебные пособия для вузов М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
Л2.2 Федосеев В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели: учеб. пособие для вузов М. : ЮНИТИ, 2002
Л2.3 под ред. Грачева М.В., Черемных Ю.Н., Туманова Е.А. Моделирование экономических процессов: Учебник из университетской библиотеки online М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах: для бакалавров и магистров Лань, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гавриловская Н.В., Жариков А.В., Хворова Л.А., Шварц Е.А. Экономико-математические методы и модели: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Методы оптимальных решений». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины,
Электронный учебно-методический комплекс, представленный на образовательном портале АГУ в системе Moodle. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Методы оптимальных решений»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке.
Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практических занятиях, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Темы практических занятий представлены в рабочей программе дисциплины. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов выполнения практических работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Тестирование – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств студента, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий по дисциплине. Такие задания принято называть тестами. Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют преподавателю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у студента.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл:
-информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
-ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
-обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;
-соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
-предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности;
-ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае -возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач;
-накопление исследователем сведений, полученных другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; -обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.
6. Промежуточная аттестация. Перечень основных и дополнительных вопросов промежуточной аттестации представлен в РПД. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на практиках. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ при прохождении промежуточной аттестации, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.
7. Интерактивные формы обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном высшем учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех».