МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Аналитические методы и модели в экономике и управлении в сфере технологического предпринимательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 16
Направление подготовки44.04.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильГрафический дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz44_04_04_ГД-1-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 158
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 158 158 158 158
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
д.т.н., профессор, Оскорбин Н.М.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Юдинцев А. Ю.

Рабочая программа дисциплины
Аналитические методы и модели в экономике и управлении в сфере технологического предпринимательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №129)

составлена на основании учебного плана:
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Мамченко Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 16

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Мамченко Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Аналитические методы и модели в экономике и управлении в сфере технологического предпринимательства» является подготовка магистров по направлению 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень магистратуры) к изучению методологических и методических подходов математического и компьютерного моделирования и прогнозирования процессов в сложных социально-экономических системах, развивающих способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу при решении проблем выбранной области профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методологические и методические подходы и основные положения системного анализа.
Методы обоснования и реализации командных стратегий при аналитических исследований проблем экономики и управления
3.2.Уметь:
3.2.1.Классифицировать основные приемы анализа проблемных ситуаций в выбранной области будущей профессиональной деятельности.
Выделять адекватные исследуемой проблеме математические и инструментальные средства поддержки принятия управленческих решений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способностью осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
Способностью организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Аналитические методы в экономике: основные понятия и определения
1.1. Понятие аналитических методов в экономике и социологии Практические 2 2 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.2. Основная технологическая схема аналитического исследования с использованием математических и компьютерных моделей Практические 2 2 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.2
1.3. Организация и обработка данных экспертного опроса Сам. работа 2 40 УК-1, УК-3 Л2.2
Раздел 2. 2. Моделирование процессов и процедур принятия решений, примеры
2.1. Моделирование процессов и оптимальных решений. Многокритериальные модели принятия решений Лекции 2 4 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.2
2.2. Производственные функции и задача оптимального среднесрочного планирования Практические 2 2 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.2
2.3. Типовые задачи, решаемые с использованием инструмента Excel «Поиск решения» Сам. работа 2 40 УК-3 Л2.2, Л1.2
Раздел 3. 3. Математические и инструментальные методы портфельного анализа
3.1. Портфельный анализ. Модель Марковица Лекции 2 2 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.2
3.2. Портфельный анализ. Формирование таблицы вариантов инвестиционных портфелей Практические 2 2 УК-1, УК-3 Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Поддержка решений при оптимизации портфельных инвестиций в условиях стабильной и нестабильной экономики Сам. работа 2 40 УК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. 4. Математические и инструментальные методы поддержки принятия решений при стимулировании менеджеров финансовых организаций
4.1. Модель поведения работника на рабочем месте Практические 2 2 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.1
4.2. Модель оптимизации бонуса менеджеров финансовых организаций Практические 2 2 УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.3
4.3. Выполнение индивидуальных расчетных работ «Активность работников» и «Оптимизация бонуса» Сам. работа 2 38 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.1
4.4. Итоговый зачет Зачет 2 4 УК-1, УК-3 Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусморены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Булатова, А. С. Маничева, Н. М. Оскорбин Методы и математические модели управления персоналом: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 О. П. Мамченко, Н. М. Оскорбин Моделирование иерархических систем: учеб. для вузов Изд-во АлтГУ, 2007 elibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Максимов, Н. М. Оскорбин Многопользовательские информационные системы: основы теории и методы исследования: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н. М. Оскорбин, В. В. Журавлева ; АлтГУ Математические модели и методы исследования систем управления (Ч. 1): учеб. пособие : [в 2 ч.] Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.3 И. Н. Дубина ; [науч. ред. Н. М. Оскорбин] Теоретико-игровые модели организации креативно-инновационной деятельности фирм: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Аналитические методы и модели в экономике и управлении» portal.edu.asu.ru
Э2 Свободная энциклопедия «Викпедия» \\ http://ru.wikipedia.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/).
3. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины «Аналитические методы и модели в экономике и управлении в сфере технологического предпринимательства» подготовлен электронный учебный курс в системе Moodle, который включает основные литературные источники, программные средства для выполнения индивидуальных расчетных заданий и глоссарий основных терминов дисциплины.
Смотри ЭУМК (moodle) http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2215
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на лабораторных работах, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно выделяйте ключевые моменты. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Практические занятия – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в изучении темы. Темы и варианты практических занятий представлены в ЭУМК. Для защиты результатов работ полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). Принимайте участие в дискуссиях при коллективной защите результатов работ, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль. Перечень основных и дополнительных вопросов к зачету для Вашего профиля представлен в ЭУМК. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции и на практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, на практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.