МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История педагогики в контексте проблем современного образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_Общ_ пед-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 50
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 50 50 50 50
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
История педагогики в контексте проблем современного образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова О.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова О.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.осмыслить настоящее современного образования в контексте исторического прошлого;
осознать роль педагогического наследия прошлого в решении актуальных педагогических проблем;
соотнести прошлое, настоящее и будущее и увидеть в этом триединстве перспективы развития образования сегодня.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ОПК-1 владением методологией и методами педагогического исследования
ОПК-2 владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
ОПК-3 способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
ПК-3 способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы педагогического исследования; уровни методологии;
ведущие методологические подходы;
методы педагогического исследования;
структуру и методологию научного познания, принципы и культуру научно-исследовательской деятельности;
основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивании границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
сущность и особенности комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
основы планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
возможности использования собственных оригинальных исследований в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
особенности критического анализа как логической операции;
современные научные достижения и методы их оценки;
способы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе междисциплинарных областях.
3.2.Уметь:
3.2.1.содержательно определять уровни методологии для конкретного педагогического исследования;
определять ведущие методологические подходы, адекватные конкретному педагогическому исследованию;
осуществлять выбор методов педагогического исследования;
проводить исследования фундаментального и прикладного характера, а также грамотно и аргументированно публично представлять результаты своей деятельности с использованием современных ИКТ;
при решении исследовательских и практических задач применить основные подходы в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
осуществлять планирование, разработку, реализацию и коррекцию комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
использовать собственные оригинальные исследования, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методологией педагогического исследования;
методами педагогического исследования;
приемами поиска, анализа, использования информации из различных источников, необходимой для решения научных и профессиональных задач;
основными подходами в интерпретации результатов педагогического исследования, оценивания границ их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований;
методами и технологиями планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
способами реализации собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
навыками критического анализа современных научных достижений;
методами оценки современных научных достижений;
способами генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисдиплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обращение к педагогическому наследию прошлого как условие развития современного образования
1.1. Актуальность педагогических идей мыслителей прошлого в современном образовании Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Влияние педагогического наследия прошлого на развитие современной педагогической науки и образования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Влияние педагогического наследия прошлого на развитие современной педагогической науки и образования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Перспективы развития российской педагогики в русле европейской педагогической традиции Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Перспективы развития российской педагогики в русле европейской педагогической традиции Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Педагогические системы прошлого и реализация прогностического потенциала историко-педагогического знания в современном образовании
2.1. Идеи Я.А. Коменского и современное образование Лекции 5 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Идеи Я.А. Коменского и современное образование Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Дидактическая система Я.А. Коменского и современность Практические 5 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Актуальность идей Я.А. Коменского о воспитании нравственности для современной педагогики Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. И.Г. Песталоцци и современная педагогика Практические 5 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Экологизация образования: педагогическое наследие И.Г. Песталоцци сегодня Сам. работа 5 2 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Педагогические воззрения А. Дистервега и их влияние на развитие современной педагогической мысли Практические 5 1 ОПК-1, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Развитие идей практико-ориентированной подготовки учителя на основе идей А. Дистервега об учителе Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и ее современное значение Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Философия воспитания Ж.-Ж. Руссо и ее современное значение Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Педагогические традиции современного образования в наследии К.Д. Ушинского Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Педагогические традиции современного образования в наследии К.Д. Ушинского Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. К.Д. Ушинский и русское национальное образование: исторические уроки и современность Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Система развивающего обучения в трудах К.Д. Ушинского и ее эвристический потенциал в современных условиях Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Педагогические воззрения Л.Н. Толстого и тенденции развития современного образования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Характерные особенности педагогических взглядов на образование взрослых в деятельности Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова и возможности их использования в современной педагогике Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.17. Характерные особенности педагогических взглядов на образование взрослых в деятельности Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова и возможности их использования в современной педагогике Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.18. Использование идей С.Т. Шацкого в современном высшем учебном заведении Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.19. Педагогическая система П.П. Блонского и современность Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.20. Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив современного российского образования Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.21. Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив современного российского образования Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.22. Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив современного российского образования Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.23. Принцип коллективизма А.С. Макаренко и особенности его использования в современной школе Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.24. Гуманистическая парадигма воспитания и реконструкция идей гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского в современную образовательную практику Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.25. Гуманистическая парадигма воспитания и реконструкция идей гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского в современную образовательную практику Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.26. Содержание школьного образования как составляющая педагогической системы В.А. Сухомлинского: современный взгляд Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.27. Учебно-воспитательные системы М. Монтессори и С. Френе и отношение к ним современных педагогов Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.28. Педагогические идеи Я. Корчака и проблемы современного образования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.29. Педагогические идеи Р. Штайнера и их использование в современной практике Практические 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.30. Педагогические идеи Р. Штайнера и их использование в современной практике Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.31. Педагогические идеи К. Роджерса и их значение для современной педагогики Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.32. Авторские педагогические системы 80-х и ХХ века в России и их значение для современного образования Лекции 5 1 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.33. Авторские педагогические системы 80-х и ХХ века в России и их значение для современного образования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.34. Зачет 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Столяренко Общая педагогика: учебное пособие Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436823
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика: учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданиями к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
бсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.