МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экскурсионная деятельность в экологическом образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., профессор, Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Экскурсионная деятельность в экологическом образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. овладение магистрантами методиками и приемами подготовки и осуществления экскурсионной деятельности в системе экологического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности
ПК-4 готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику профессиональной коммуникации в экскурсионной деятельтельности в экологическом образовании;
критерии и принципы отбора методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании;
специфику разработки и реализации методик и техник проведения экскурсий в экологическом образовании;
способы анализа результатов использования методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании.

3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять профессиональную коммуникацию в ходе подготовки и проведения экскурсий в системе экологического образования;
разрабатывать и реализовывать методики и техники подготовки и проведения экскурсий с учетом специфики экологического образования;
использовать критерии и принципы отбора методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании;
способы анализа результатов использования методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками учета специфики профессиональной коммуникации в экскурсионной деятельности в экологическом образовании;
формами и методами профессиональной коммуникации в экскурсионной деятельности в экологическом образовании;
приемами разработки и реализации методик и техник подготовки и проведении экскурсий с учетом специфики экологического образования;
критериями и принципами отбора методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании;
способами анализа результатов использования методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экскурсионной деятельности в экологическом образовании
1.1. Сущность экскурсионной деятельности в экологическом образовании Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.2. Образовательно-воспитательный потенциал экскурсионной деятельности в экологическом образовании Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.3. Экскурсия как особая форма учебной и внеучебной работы со школьниками в системе экологического образования Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.4. Виды экскурсий в биологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.5. Экскурсия как форма духовно-информационного типа общения в экологическом образовании Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
1.6. Экскурсия как форма межличностного общения участников образовательного процесса Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методика подготовки экскурсии в экологическом образовании
2.1. Особенности подготовки экскурсии в биологическом образовании. Этапы подготовки экскурсии Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.2. Формирование целей и задач экскурсии в экологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.3. Проектирование содержания экскурсии в экологическом образовании Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.4. Отбор форм и методов проведения экскурсии Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.5. Методики и техники проведения экскурсии в биологическом образовании Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
2.6. Профессиональная коммуникация в экскурсионной деятельности в экологическом образовании как объект проектирования Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Методика проведения экскурсии в экологическом образовании
3.1. Основные требования к проведению экскурсии в биологическом образовании Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.2. Показ и рассказ как основа экскурсионной методики в экологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.3. Средства показа экскурсионных объектов в экологическом обучении Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.4. Рассказ на экскурсиии его основные признаки Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.5. Использование техники проведения экскурсии в экологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.6. Использование особых методических приемов проведения экскурсиии в экологическом образовании Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.7. Движение как методический прием Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
3.8. Встречи экскурсантов с участниками событий Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода в экологическом образовании
4.1. Культура экскурсионной деятельности в системе экологического образования Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
4.2. Коммуникативный компонент как важная часть профессионального мастерства экскурсовода Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
4.3. Использование приемов актуализации познавательной деятельности экскурсантов Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
4.4. Мастерство экскурсовода в эмоционально-чувственносм воздействии на экскурсатов Практические 2 2 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2
4.5. Зачет 2 4 ОПК-1, ПК-4 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долженко Г. П. Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Южного федерального университета, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Газина О. М. Организация самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МПГУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»- www.biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/


6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация слушателей.
Текущий контроль осуществляется по мере сдачи самостоятельных работ в письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля по завершению сдачи самостоятельных работ в письменной форме.
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные задания.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что слушатель набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в Программе, презентации, практические задания, письменные работы, устное собеседование по вопросам.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельным работам следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе. Во время самостоятельной работы готовят презентации, практические задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, овладевать необходимой информацией при подгтовке письменных работ и выполнения индивидуальных практических заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, презентации, письменные работы, представленные слушателями преподавателю.
Изучение слушателями дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса и, которое слушатели осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Целесообразно при подготовке занятий самостоятельного характера использовать интернет-ресурсы в качестве справочных материалов по вопросам биологии и экологии рассматриваемых видов, например по птицам – «Птицы Сибири».
Презентация работы в мультимедийной программе по подготовки к занятию, письменная работа, отчет по практическому заданию.