Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.04.01. Педагогическое образование |
Профиль | Педагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна
1.1. | овладение магистрантами методиками и приемами подготовки и осуществления экскурсионной деятельности в системе экологического образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОПК-1 | готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности |
ПК-4 | готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специфику профессиональной коммуникации в экскурсионной деятельтельности в экологическом образовании; критерии и принципы отбора методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании; специфику разработки и реализации методик и техник проведения экскурсий в экологическом образовании; способы анализа результатов использования методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять профессиональную коммуникацию в ходе подготовки и проведения экскурсий в системе экологического образования; разрабатывать и реализовывать методики и техники подготовки и проведения экскурсий с учетом специфики экологического образования; использовать критерии и принципы отбора методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании; способы анализа результатов использования методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками учета специфики профессиональной коммуникации в экскурсионной деятельности в экологическом образовании; формами и методами профессиональной коммуникации в экскурсионной деятельности в экологическом образовании; приемами разработки и реализации методик и техник подготовки и проведении экскурсий с учетом специфики экологического образования; критериями и принципами отбора методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании; способами анализа результатов использования методов и средств проведения экскурсий в экологическом образовании. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы экскурсионной деятельности в экологическом образовании | ||||||
1.1. | Сущность экскурсионной деятельности в экологическом образовании | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Образовательно-воспитательный потенциал экскурсионной деятельности в экологическом образовании | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Экскурсия как особая форма учебной и внеучебной работы со школьниками в системе экологического образования | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Виды экскурсий в биологическом образовании | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Экскурсия как форма духовно-информационного типа общения в экологическом образовании | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Экскурсия как форма межличностного общения участников образовательного процесса | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Методика подготовки экскурсии в экологическом образовании | ||||||
2.1. | Особенности подготовки экскурсии в биологическом образовании. Этапы подготовки экскурсии | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Формирование целей и задач экскурсии в экологическом образовании | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Проектирование содержания экскурсии в экологическом образовании | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Отбор форм и методов проведения экскурсии | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Методики и техники проведения экскурсии в биологическом образовании | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Профессиональная коммуникация в экскурсионной деятельности в экологическом образовании как объект проектирования | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Методика проведения экскурсии в экологическом образовании | ||||||
3.1. | Основные требования к проведению экскурсии в биологическом образовании | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Показ и рассказ как основа экскурсионной методики в экологическом образовании | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Средства показа экскурсионных объектов в экологическом обучении | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Рассказ на экскурсиии его основные признаки | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Использование техники проведения экскурсии в экологическом образовании | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Использование особых методических приемов проведения экскурсиии в экологическом образовании | Сам. работа | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Движение как методический прием | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Встречи экскурсантов с участниками событий | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Профессиональное мастерство экскурсовода в экологическом образовании | ||||||
4.1. | Культура экскурсионной деятельности в системе экологического образования | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Коммуникативный компонент как важная часть профессионального мастерства экскурсовода | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Использование приемов актуализации познавательной деятельности экскурсантов | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Мастерство экскурсовода в эмоционально-чувственносм воздействии на экскурсатов | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
4.5. | Зачет | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Долженко Г. П. | Экскурсионное дело в высших учебных заведениях: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство Южного федерального университета, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Газина О. М. | Организация самостоятельной работы по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | МПГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online»- | www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация слушателей. Текущий контроль осуществляется по мере сдачи самостоятельных работ в письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций; Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля по завершению сдачи самостоятельных работ в письменной форме. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные задания. Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что слушатель набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в Программе, презентации, практические задания, письменные работы, устное собеседование по вопросам. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельным работам следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе. Во время самостоятельной работы готовят презентации, практические задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, овладевать необходимой информацией при подгтовке письменных работ и выполнения индивидуальных практических заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, презентации, письменные работы, представленные слушателями преподавателю. Изучение слушателями дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. Методические указания для индивидуальных практических заданий. Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса и, которое слушатели осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Целесообразно при подготовке занятий самостоятельного характера использовать интернет-ресурсы в качестве справочных материалов по вопросам биологии и экологии рассматриваемых видов, например по птицам – «Птицы Сибири». Презентация работы в мультимедийной программе по подготовки к занятию, письменная работа, отчет по практическому заданию. |