МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Флористика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере биологии и экологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_04_01_ПО-ПШиДОвСБиЭ-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Флористика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 21.11.2014г. №1505)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна, д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна, д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение методов создания флористических композиций;
овладение навыками организации занятий по флористике в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-2 способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики
ПК-11 готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятийный аппарат учебной дисциплины "Флористика";
основы анализа литературных источников и работы с электронными каталогами растений, определителями, ресурсами Internet;
разновидности материалов, инструментов, приспособлений для изготовления флористической композиции;
особенности создания праздничных и сезонных флористических композиций; основные стили и виды букетов;
методологические основы проектирования и создания флористические объектов;
особенности создания и размещения флористических композиций в жилом и нежилом интерьере.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать и создавать флористические объекты, анализировать литературные источники, работать с электронными каталогами растений, определителями, ресурсами Internet;
обрабатывать растительные материалы для создания плоскостной флористической композиции, объёмной интерьерной композиции, каркасного букета;
создавать различные флористические композиции;
организовывать учебные занятия по флористике в сфере школьного и дополнительного эколого-биологического образования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.обоснования выбранного стиля композиции и подбора исходного материала;
анализа литературных источников, работы с электронными каталогами растений, определителями, ресурсами Internet;
выбора стиля композиции исходя из имеющегося материала; навыками подбора материалы и создания собственных композиций;
организации учебных занятий по флористике в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы флористики
1.1. Роль направления флористики в системе школьного и дополнительного эколого-биологического образования Практические 2 1 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Флористика в сфере дополнительного образования Сам. работа 2 8 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. История флористики. Стили. Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Элементы флористики в процессе обучения биологии в школе
2.1. Роль флористики в развитии интеллектуального и общекультурного уровня школьников Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Роль флористики в развитии интеллектуального и общекультурного уровня школьников Сам. работа 2 8 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Создание композиций на уроках биологии и экологии Практические 2 1 ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Создание композиций на уроках биологии и экологии Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Организация занятий по флористике в системе дополнительного образования детей
3.1. Тенденции в развитии классических и новаторских направлений в области флористики Практические 2 1 ОК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Вегетативный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Декоративный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Форма-линейный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Параллельный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Массивный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Линейный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Смешанный стиль Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Английский стиль Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Плоскостная флористика Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Бонсай. Икебана Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Клубная аранжировка. Профессиональная аранжировка Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Флористические техники. Флористические приспособления Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Цветочные сочетания во флористических композициях Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Основные законы и приемы ландшафтного дизайна Сам. работа 2 2 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.16. Композиции из сухоцветов Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.17. Искусственные цветы Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.18. Праздничная флористика. свадебная флористика. Новогодние и Рождественские композиции. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.19. Цветочный этикет. Цветоведение Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.20. Правила закупки и хранения цветов Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.21. Маркетинг во флористике. Использование Internet ресурсов в продвижении кружка. Практические 2 1 ОК-1, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.22. Зачет 2 4 ОК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Карташова, Н.С. Флористика в теории и правилах : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Карташова, Н.С. Флористика в истории и традициях: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017, 2017 : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=480124
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Карташова, Н.С. Флористика в практических занятиях: учебно-методическое-пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт для флористов df-floristika.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 45900294 от 16.09.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Windows 7 Professional, № 49464762 от 14.12.2011 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 60357319 от 05.05.2012 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.