Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 44.06.01. Образование и педагогические науки |
Направленность | Теория и методика профессионального образования |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 44_06_01_ТМПО-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна
1.1. | формирование системного знания по планированию и реализации педагогического эксперимента и представлению его результатов в диссертационном исследовании; освоение педагогического эксперимента как метода исследования и методики его проведения; определение условий и границ применимости педагогического эксперимента; определение условий надежности, валидности, достоверности педагогического эксперимента. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
ОПК-1 | владением методологией и методами педагогического исследования |
ОПК-2 | владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий |
ОПК-3 | способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований |
ПК-2 | способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи |
ПК-3 | способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | уровни методологического знания; конкретно-методологические принципы педагогических исследований; логику и методы исследовательского поиска; особенности эксперимента в системе методов педагогического исследования; методику организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании; структуру и методологию научного познания, принципы и культуру исследования в области педагогических наук; правила корректного использования педагогической терминологии в исследованиях в области педагогических наук; пути использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом исследовании; методы интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применения; методы оценки возможных рисков внедрения результатов педагогического исследования в образовательную и социокультурную среду; основные перспективные направления собственного педагогического исследования; сущность комплексного процесса обучения и воспитания; основы планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи как части экспериментального педагогического исследования; возможности использования собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы; методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных областях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | описывать уровни методологии конкретного педагогического исследования; определять конкретно-методологические принципы педагогического исследования; использовать методы педагогического исследования; организовывать эксперимент в педагогическом исследовании; проявлять критическое и осмысленное профессиональное отношение ко всем этапам педагогического исследования; использовать современные информационные и коммуникационные технологии на различных этапах педагогического исследования; интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применения, возможные риски внедрения в образовательную и социокультурную среду, перспективы дальнейшего исследования; планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи в контексте экспериментального педагогического исследования; использовать собственные оригинальные исследования, заслуживающие публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы; осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений; генерировать новые идеи при решении исследовательских задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных исследованиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | описания уровней методологии конкретного педагогического исследования; реализации конкретно-методологических принципов педагогического исследования; использования методов педагогического исследования; применять методики проведения педагогического эксперимента; владения этикой экспериментального исследования в области педагогических наук; владения техникой и методикой корректного экспериментального исследования в педагогике; использования информационных и коммуникационных технологий поиска, обработки и представления научной информации на разных этапах педагогического исследования; интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применимости, возможных рисков их внедрения в образовательную и социокультурную среду, перспектив дальнейшего исследования; планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи как части экспериментального педагогического исследования; реализации собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы; критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных областях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы экспериментальной работы в педагогическом исследовании | ||||||
1.1. | Общая характеристика методов педагогического исследования | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Общая характеристика методов педагогического исследования | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Общая характеристика методов педагогического исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Эксперимент как ведущий метод педагогического исследования | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Эксперимент как ведущий метод педагогического исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Сущность и структура эксперимента | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Виды эксперимента | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.8. | Цели современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации высшего образования | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Планирование и проведение экспериментальной работы в педагогическом исследовании | ||||||
2.1. | Сущность и задачи экспериментальной работы в педагогическом исследовании | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Сущность и задачи экспериментальной работы в педагогическом исследовании | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Программа подготовки эксперимента | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Программа подготовки эксперимента | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Выбор адекватных методик и методов исследования | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Выбор адекватных методик и методов исследования | Практические | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.13. | Создание критериально-оценочной базы исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы в педагогическом исследовании | ||||||
3.1. | Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Проверка достоверности и обоснованности результатов педагогического эксперимента | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Проверка достоверности и обоснованности результатов педагогического эксперимента | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Интерпретация результатов эксперимента | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Интерпретация результатов эксперимента | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Культура научного педагогического исследования | ||||||
4.1. | Принципы и культура научно-педагогического исследования | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Принципы и культура научно-педагогического исследования | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Использование информационных и коммуникационных технологий в экспериментальном педагогическом исследовании | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.4. | Личностный вклад исследователя в изучение проблем образования и педагогики высшей школы | Практические | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.5. | Личностный вклад исследователя в изучение проблем образования и педагогики высшей школы | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, УК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Юдина О. И. | Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2013 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Загвязинский В. И. | МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Образцов П. И. | МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная); Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная); SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная); FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru XnView, http://xnviewload.ru/ 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf DjVu reader, http://djvureader.org/ Putty, https://putty.org.ru/licence.html VLC, http://www.videolan.org/legal.html QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
«Экспериментальная работа в педагогическом исследовании» - дисциплина, которая вносит существенный вклад в развитие методологической культуры педагога-исследователя, формирование компетенций, связанных с успешной организацией экспериментального педагогического исследования. Аспирантам важно понять, как планируется организация и проведение экспериментального исследования. Особое внимание в курсе уделяется эксперименту как ведущему методу педагогического исследования. Обучающиеся должны разобраться в структуре данного метода научно-педагогического исследования, видах эксперимента, его этапах. При этом имеет смысл четко разобраться в специфике каждого этапа: какие цели и задачи решаются на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента, каковы структура и содержание каждого этапа, какие методы исследования используются на каждом из этапов. Серьёзная задача, которая стоит перед обучающимися – овладеть умениями по составлению программы эксперимента педагогического исследования: как она выстраивается, какова её структура, какие задачи решает исследователь. Обращается особое внимание на требования к отбору исследовательских процедур и методику их использования в экспериментальном педагогическом исследовании. Прогнозируется, что наибольшие затруднения аспиранты встретят при овладении математическими и статистическими методами обработки полученных материалов. Преодолеть возникающие затруднения можно, с одной стороны, на основе актуализации математических знаний, полученных в школе, а с другой, - тщательно разобравшись с материалами, которые обсуждались в ходе практического занятия соответствующей проблематике в совместной с преподавателем деятельности. Не менее сложный вопрос – интерпретация полученных результатов и их дальнейшее использование на практике. В данном случае аспирантам предстоит на основе имеющихся теоретических знаний осмыслить полученные выводы, осознать их ценность, соотнести с ключевыми вопросами науки. В ряде случае осознать их ценность для обогащения научно-теоретического знания, а иногда и наоборот – ценность данного знания для практики. Одна из ведущих проблем курса – создание условий для овладения аспирантами культурой научного исследования. Прежде всего предстоит понять, какова здесь роль корректного оперирования педагогической терминологией, как проявляется критическое и осмысленное профессиональное отношение ко всем этапам педагогического исследования, грамотному и аргументированному представлению результатов педагогического исследования, использованию при этом информационно-коммуникационных технологий и др. Высший уровень методологической культуры аспиранта – это умение осуществлять гуманитарную экспертизу своих научных действий в ходе исследования, когда полученные результаты обретают человекоориентированный характер. Достижение столь сложных целевых установок оказывается возможным при активной работе аспирантов на лекционных и практических занятиях, успешном выполнении задач и заданий, предназначенных для коллективного решения и обсуждения и индивидуальной самостоятельной работы. В данном случае потребуется актуализация знаний о задачном подходе в условиях компетентностного образования. |