МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальная работа в педагогическом исследовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_Общ_ пед-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 8 2 8
Практические 4 10 4 10
Сам. работа 62 50 62 50
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Волкова Н.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальная работа в педагогическом исследовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системного знания по планированию и реализации педагогического эксперимента и представлению его результатов в диссертационном исследовании;
освоение педагогического эксперимента как метода исследования и методики его проведения;
определение условий и границ применимости педагогического эксперимента;
определение условий надежности, валидности, достоверности педагогического эксперимента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ОПК-1 владением методологией и методами педагогического исследования
ОПК-2 владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий
ОПК-3 способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
ПК-3 способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.уровни методологического знания;
конкретно-методологические принципы педагогических исследований;
логику и методы исследовательского поиска;
особенности эксперимента в системе методов педагогического исследования;
методику организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании;
структуру и методологию научного познания, принципы и культуру исследования в области педагогических наук;
правила корректного использования педагогической терминологии в исследованиях в области педагогических наук;
пути использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом исследовании;
методы интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применения;
методы оценки возможных рисков внедрения результатов педагогического исследования в образовательную и социокультурную среду;
основные перспективные направления собственного педагогического исследования;
сущность комплексного процесса обучения и воспитания;
основы планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи как части экспериментального педагогического исследования;
возможности использования собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных областях.
3.2.Уметь:
3.2.1.описывать уровни методологии конкретного педагогического исследования;
определять конкретно-методологические принципы педагогического исследования;
использовать методы педагогического исследования;
организовывать эксперимент в педагогическом исследовании;
проявлять критическое и осмысленное профессиональное отношение ко всем этапам педагогического исследования;
использовать современные информационные и коммуникационные технологии на различных этапах педагогического исследования;
интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применения, возможные риски внедрения в образовательную и социокультурную среду, перспективы дальнейшего исследования;
планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи в контексте экспериментального педагогического исследования;
использовать собственные оригинальные исследования, заслуживающие публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных исследованиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.описания уровней методологии конкретного педагогического исследования;
реализации конкретно-методологических принципов педагогического исследования;
использования методов педагогического исследования;
применять методики проведения педагогического эксперимента;
владения этикой экспериментального исследования в области педагогических наук;
владения техникой и методикой корректного экспериментального исследования в педагогике;
использования информационных и коммуникационных технологий поиска, обработки и представления научной информации на разных этапах педагогического исследования;
интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применимости, возможных рисков их внедрения в образовательную и социокультурную среду, перспектив дальнейшего исследования;
планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи как части экспериментального педагогического исследования;
реализации собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экспериментальной работы в педагогическом исследовании
1.1. Общая характеристика методов педагогического исследования Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Общая характеристика методов педагогического исследования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Эксперимент как ведущий метод педагогического исследования Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Эксперимент как ведущий метод педагогического исследования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Сущность и структура эксперимента Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Виды эксперимента Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Цели современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации высшего образования Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Планирование и проведение экспериментальной работы в педагогическом исследовании
2.1. Сущность и задачи экспериментальной работы в педагогическом исследовании Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Сущность и задачи экспериментальной работы в педагогическом исследовании Сам. работа 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Программа подготовки эксперимента Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Программа подготовки эксперимента Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Выбор адекватных методик и методов исследования Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Создание критериально-оценочной базы исследования Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы в педагогическом исследовании
3.1. Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента Лекции 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Проверка достоверности и обоснованности результатов педагогического эксперимента Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Проверка достоверности и обоснованности результатов педагогического эксперимента Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Интерпретация результатов эксперимента Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Культура научного педагогического исследования
4.1. Принципы и культура научно-педагогического исследования Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в экспериментальном педагогическом исследовании Практические 5 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Личностный вклад исследователя в изучение проблем образования и педагогики высшей школы Сам. работа 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Зачет Зачет 5 4 ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, УК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Юдина О. И. Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Загвязинский В. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Образцов П. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

«Экспериментальная работа в педагогическом исследовании» - дисциплина, которая вносит существенный вклад в развитие методологической культуры педагога-исследователя, формирование компетенций, связанных с успешной организацией экспериментального педагогического исследования. Аспирантам важно понять, как планируется организация и проведение экспериментального исследования. Особое внимание в курсе уделяется эксперименту как ведущему методу педагогического исследования. Обучающиеся должны разобраться в структуре данного метода научно-педагогического исследования, видах эксперимента, его этапах. При этом имеет смысл четко разобраться в специфике каждого этапа: какие цели и задачи решаются на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента, каковы структура и содержание каждого этапа, какие методы исследования используются на каждом из этапов.
Серьёзная задача, которая стоит перед обучающимися – овладеть умениями по составлению программы эксперимента педагогического исследования: как она выстраивается, какова её структура, какие задачи решает исследователь. Обращается особое внимание на требования к отбору исследовательских процедур и методику их использования в экспериментальном педагогическом исследовании.
Прогнозируется, что наибольшие затруднения аспиранты встретят при овладении математическими и статистическими методами обработки полученных материалов. Преодолеть возникающие затруднения можно, с одной стороны, на основе актуализации математических знаний, полученных в школе, а с другой, - тщательно разобравшись с материалами, которые обсуждались в ходе практического занятия соответствующей проблематике в совместной с преподавателем деятельности.
Не менее сложный вопрос – интерпретация полученных результатов и их дальнейшее использование на практике. В данном случае аспирантам предстоит на основе имеющихся теоретических знаний осмыслить полученные выводы, осознать их ценность, соотнести с ключевыми вопросами науки. В ряде случае осознать их ценность для обогащения научно-теоретического знания, а иногда и наоборот – ценность данного знания для практики.
Одна из ведущих проблем курса – создание условий для овладения аспирантами культурой научного исследования. Прежде всего предстоит понять, какова здесь роль корректного оперирования педагогической терминологией, как проявляется критическое и осмысленное профессиональное отношение ко всем этапам педагогического исследования, грамотному и аргументированному представлению результатов педагогического исследования, использованию при этом информационно-коммуникационных технологий и др.
Высший уровень методологической культуры аспиранта – это умение осуществлять гуманитарную экспертизу своих научных действий в ходе исследования, когда полученные результаты обретают человекоориентированный характер.
Достижение столь сложных целевых установок оказывается возможным при активной работе аспирантов на лекционных и практических занятиях, успешном выполнении задач и заданий, предназначенных для коллективного решения и обсуждения и индивидуальной самостоятельной работы. В данном случае потребуется актуализация знаний о задачном подходе в условиях компетентностного образования.