МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспериментальная работа в педагогическом исследовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьОбщая педагогика, история педагогики и образования
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_06_01_Образование и педнауки-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Волкова Н.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Экспериментальная работа в педагогическом исследовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
Направление 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системного знания по планированию и реализации педагогического эксперимента и представлению его результатов в диссертационном исследовании;
освоение педагогического эксперимента как метода исследования и методики его проведения;
определение условий и границ применимости педагогического эксперимента;
определение условий надежности, валидности, достоверности педагогического эксперимента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к применению результатов научных педагогических исследований при решении задач практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.уровни методологического знания;
конкретно-методологические принципы педагогических исследований;
логику и методы исследовательского поиска;
особенности эксперимента в системе методов педагогического исследования;
методику организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании;
структуру и методологию научного познания, принципы и культуру исследования в области педагогических наук;
правила корректного использования педагогической терминологии в исследованиях в области педагогических наук;
пути использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом исследовании;
методы интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применения;
методы оценки возможных рисков внедрения результатов педагогического исследования в образовательную и социокультурную среду;
основные перспективные направления собственного педагогического исследования;
сущность комплексного процесса обучения и воспитания;
основы планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи как части экспериментального педагогического исследования;
возможности использования собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
методы критического анализа и оценки современных научных достижений, а также методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных областях.
3.2.Уметь:
3.2.1.описывать уровни методологии конкретного педагогического исследования;
определять конкретно-методологические принципы педагогического исследования;
использовать методы педагогического исследования;
организовывать эксперимент в педагогическом исследовании;
проявлять критическое и осмысленное профессиональное отношение ко всем этапам педагогического исследования;
использовать современные информационные и коммуникационные технологии на различных этапах педагогического исследования;
интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применения, возможные риски внедрения в образовательную и социокультурную среду, перспективы дальнейшего исследования;
планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи в контексте экспериментального педагогического исследования;
использовать собственные оригинальные исследования, заслуживающие публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений;
генерировать новые идеи при решении исследовательских задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных исследованиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.описания уровней методологии конкретного педагогического исследования;
реализации конкретно-методологических принципов педагогического исследования;
использования методов педагогического исследования;
примения методики проведения педагогического эксперимента;
владения этикой экспериментального исследования в области педагогических наук;
владения техникой и методикой корректного экспериментального исследования в педагогике;
использования информационных и коммуникационных технологий поиска, обработки и представления научной информации на разных этапах педагогического исследования;
интерпретации результатов педагогического исследования, оценки границ их применимости, возможных рисков их внедрения в образовательную и социокультурную среду, перспектив дальнейшего исследования;
планирования, разработки, реализации и корректировки комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи как части экспериментального педагогического исследования;
реализации собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
критического анализа и оценки современных научных достижений и результатов деятельности по решению исследовательских и практических задач в педагогике, в том числе в междисциплинарных областях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы экспериментальной работы в педагогическом исследовании
1.1. Общая характеристика методов педагогического исследования Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Общая характеристика методов педагогического исследования Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Общая характеристика методов педагогического исследования Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Эксперимент как ведущий метод педагогического исследования Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Эксперимент как ведущий метод педагогического исследования Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Сущность и структура эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Виды эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Цели современного образования и основные направления экспериментальной работы в условиях модернизации высшего образования Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Планирование и проведение экспериментальной работы в педагогическом исследовании
2.1. Сущность и задачи экспериментальной работы в педагогическом исследовании Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Сущность и задачи экспериментальной работы в педагогическом исследовании Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Условия организации экспериментальной работы в педагогическом исследовании Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента Лекции 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Этапы подготовки и проведения эксперимента и содержание деятельности исследователя на каждом этапе эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Программа подготовки эксперимента Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Программа подготовки эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Выбор адекватных методик и методов исследования Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Выбор адекватных методик и методов исследования Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Создание критериально-оценочной базы исследования Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной работы в педагогическом исследовании
3.1. Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Оценка и анализ результатов педагогического эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Проверка достоверности и обоснованности результатов педагогического эксперимента Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Проверка достоверности и обоснованности результатов педагогического эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Интерпретация результатов эксперимента Практические 4 1 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Интерпретация результатов эксперимента Сам. работа 4 4 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Культура научного педагогического исследования
4.1. Принципы и культура научно-педагогического исследования Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Принципы и культура научно-педагогического исследования Сам. работа 4 3 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Использование информационных и коммуникационных технологий в экспериментальном педагогическом исследовании Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Личностный вклад исследователя в изучение проблем образования и педагогики высшей школы Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Личностный вклад исследователя в изучение проблем образования и педагогики высшей школы Сам. работа 4 2 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Экзамен Экзамен 4 27 ПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Юдина О. И. Методология педагогического исследования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Загвязинский В. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Образцов П. И. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс "Экспериментальная работа в педагогическом исследовании" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

«Экспериментальная работа в педагогическом исследовании» - дисциплина, которая вносит существенный вклад в развитие методологической культуры педагога-исследователя, формирование компетенций, связанных с успешной организацией экспериментального педагогического исследования. Аспирантам важно понять, как планируется организация и проведение экспериментального исследования. Особое внимание в курсе уделяется эксперименту как ведущему методу педагогического исследования. Обучающиеся должны разобраться в структуре данного метода научно-педагогического исследования, видах эксперимента, его этапах. При этом имеет смысл четко разобраться в специфике каждого этапа: какие цели и задачи решаются на констатирующем, формирующем и контрольном этапах эксперимента, каковы структура и содержание каждого этапа, какие методы исследования используются на каждом из этапов.
Серьёзная задача, которая стоит перед обучающимися – овладеть умениями по составлению программы эксперимента педагогического исследования: как она выстраивается, какова её структура, какие задачи решает исследователь. Обращается особое внимание на требования к отбору исследовательских процедур и методику их использования в экспериментальном педагогическом исследовании.
Прогнозируется, что наибольшие затруднения аспиранты встретят при овладении математическими и статистическими методами обработки полученных материалов. Преодолеть возникающие затруднения можно, с одной стороны, на основе актуализации математических знаний, полученных в школе, а с другой, - тщательно разобравшись с материалами, которые обсуждались в ходе практического занятия соответствующей проблематике в совместной с преподавателем деятельности.
Не менее сложный вопрос – интерпретация полученных результатов и их дальнейшее использование на практике. В данном случае аспирантам предстоит на основе имеющихся теоретических знаний осмыслить полученные выводы, осознать их ценность, соотнести с ключевыми вопросами науки. В ряде случае осознать их ценность для обогащения научно-теоретического знания, а иногда и наоборот – ценность данного знания для практики.
Одна из ведущих проблем курса – создание условий для овладения аспирантами культурой научного исследования. Прежде всего предстоит понять, какова здесь роль корректного оперирования педагогической терминологией, как проявляется критическое и осмысленное профессиональное отношение ко всем этапам педагогического исследования, грамотному и аргументированному представлению результатов педагогического исследования, использованию при этом информационно-коммуникационных технологий и др.
Высший уровень методологической культуры аспиранта – это умение осуществлять гуманитарную экспертизу своих научных действий в ходе исследования, когда полученные результаты обретают человекоориентированный характер.
Достижение столь сложных целевых установок оказывается возможным при активной работе аспирантов на лекционных и практических занятиях, успешном выполнении задач и заданий, предназначенных для коллективного решения и обсуждения и индивидуальной самостоятельной работы. В данном случае потребуется актуализация знаний о задачном подходе в условиях компетентностного образования.