МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика высшей школы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_06_01_Общ псих-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Волкова Н.В

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Педагогика высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №897)

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогики высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-1: способностью к подготовке и проведению различных форм учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего образования в соответствующей профессиональной области
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения образовательных программ;
методы исследования, применяемые в конкретной области науки;
этические нормы в профессиональной деятельности;
особенности представления этических норм профессиональной деятельности в устной и письменной формах.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
разрабатывать и применять наиболее эффективные методы решения проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности;
следовать этическим нормам профессиональной деятельности;
осуществлять личностный выбор в морально-ценностных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;
оценивать возможные последствия принятого решения и нести за него социальную ответственность перед собой и обществом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями;
навыками использования разработанных методов исследования для решения задач (проблем) встречающихся в избранной сфере научной деятельности;
навыками анализа этических норм профессиональной деятельности;
различными методами, технологиями и типами коммуникаций при применении этических норм профессиональной деятельности;
культурой речи, проявляющейся в умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, следуя этическим нормам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы высшей педагогики
1.1. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.2. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.3. Методологические основы педагогики высшей школы Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4
1.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.4, Л1.4
1.5. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3
1.6. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3
1.7. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3
1.8. Фундаментализация высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.9. Гуманитаризация высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.10. Регионализация высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.11. Интегративные тенденции в высшем образовании Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.12. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.13. Информатизация высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6
1.14. Интернационализация вузовского образования Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
1.15. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе
2.1. Сущность процесса обучения в вузе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.5
2.2. Сущность процесса обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.5
2.3. Принципы обучения в высшей школе Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4
2.4. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.5. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.6. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.7. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.8. Общая характеристика методов обучения в вузе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.5
2.9. Активные и интерактивные методы обучения в вузе Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.10. Методы проблемного обучения в высшей школе Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.11. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.12. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л1.4, Л1.5
2.13. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.6, Л1.5
2.14. Формы организации обучения в вузе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.15. Лекция в системе организационных форм обучения Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.16. Практические формы организации вузовского обучения Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.17. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Практические 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.18. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.7, Л1.5
Раздел 3. Особенноти процесса воспитания в высшей школе
3.1. Сущность процесса воспитания в вузе Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
3.2. Воспитательные аспекты обучения студентов Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
3.3. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
3.4. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4, Л2.7
3.5. Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
3.6. Современные методы воспитания студентов Практические 2 1 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Преподаватель высшей школы
4.1. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3
4.2. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.4. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.5. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.6. Профессиональная этика как элемент педагогического мастерства преподавателя Сам. работа 2 2 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.7. Характеристика основных этических проблем профессиональной деятельности преподавателя Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.8. Этика отношения преподавателя к участникам образовательного процесса Сам. работа 2 1 ОПК-2, ПК-1, УК-1, УК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие М.: Юнити-Дана , 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84742
Л1.5 Дудина М.Н. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/89C5A71F-385E-4033-9790-8997377D7528
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
Л2.2 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л2.3 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35
Л2.4 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448168
Л2.5 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457341
Л2.6 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.7 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э4 Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3221
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Педагогика высшей школы» направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе «Педагогика высшей школы», на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.