МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика высшей школы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКонституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Конст_ право-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Волкова Н.В

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Педагогика высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.07.2014г. №1538)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогики высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
ОПК-4 готовностью организовать работу исследовательского и (или) педагогического коллектива в области юриспруденции
ОПК-5 готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения образовательных программ;
методы исследования, применяемые в конкретной области науки;
этические нормы в профессиональной деятельности;
особенности представления этических норм профессиональной деятельности в устной и письменной формах.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
разрабатывать и применять наиболее эффективные методы решения проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности;
следовать этическим нормам профессиональной деятельности;
осуществлять личностный выбор в морально-ценностных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;
оценивать возможные последствия принятого решения и нести за него социальную ответственность перед собой и обществом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями;
навыками использования разработанных методов исследования для решения задач (проблем) встречающихся в избранной сфере научной деятельности;
навыками анализа этических норм профессиональной деятельности;
различными методами, технологиями и типами коммуникаций при применении этических норм профессиональной деятельности;
культурой речи, проявляющейся в умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, следуя этическим нормам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы высшей педагогики
1.1. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.2. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.3. Методологические основы педагогики высшей школы Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4
1.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.5, Л1.4
1.5. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.6. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.7. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.8. Фундаментализация высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.9. Гуманитаризация высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.10. Регионализация высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.11. Интегративные тенденции в высшем образовании Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.12. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.13. Информатизация высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6
1.14. Интернационализация вузовского образования Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
1.15. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе
2.1. Сущность процесса обучения в вузе Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.2. Сущность процесса обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.3. Принципы обучения в высшей школе Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4
2.4. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.5. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.6. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Практические 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.7. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.8. Общая характеристика методов обучения в вузе Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.9. Активные и интерактивные методы обучения в вузе Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.10. Методы проблемного обучения в высшей школе Практические 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.11. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения Практические 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.12. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л1.4, Л1.2
2.13. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.6, Л1.2
2.14. Формы организации обучения в вузе Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.15. Лекция в системе организационных форм обучения Практические 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.16. Практические формы организации вузовского обучения Практические 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.17. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Практические 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.18. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Сам. работа 2 4 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Особенноти процесса воспитания в высшей школе
3.1. Сущность процесса воспитания в вузе Лекции 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
3.2. Воспитательные аспекты обучения студентов Практические 2 1 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
3.3. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
3.4. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5, Л2.3
3.5. Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
3.6. Современные методы воспитания студентов Практические 2 1 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л1.5, Л2.5
Раздел 4. Преподаватель высшей школы
4.1. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3
4.2. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.3. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.4. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.5. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.6. Профессиональная этика как элемент педагогического мастерства преподавателя Сам. работа 2 2 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л2.7, Л2.5
4.7. Характеристика основных этических проблем профессиональной деятельности преподавателя Сам. работа 2 1 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л2.7, Л2.5
4.8. Этика отношения преподавателя к участникам образовательного процесса Сам. работа 2 1 ОПК-4, ОПК-5, ПК-1, УК-5 Л2.4, Л1.5, Л2.7, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Дудина М.Н. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
Л1.5 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие М.: Юнити-Дана , 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л2.2 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 biblioclub.ru
Л2.3 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
Л2.4 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.5 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 biblioclub.ru
Л2.6 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.7 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Педагогика высшей школы» направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе «Педагогика высшей школы», на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.