МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика высшей школы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьЭкономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz05_06_01_Эконом_ геогр_-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Волкова Н.В

Рецензент(ы):
д.п.н, профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Педагогика высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 Науки о Земле
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогики высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-3 способность осуществлять педагогическую и научную деятельность в сфере экономической, социальной, политической и рекреационной географии на уровне высшего образования, технологиями отбора и структурирования учебного материала, технологиями проектирования и обновления учебно-методической документации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения образовательных программ;
особенности педагогической деятельности в сфере планирования;
теоретические основы научной деятельности в сфере планирования;
этапы процесса планирования;
формы и методы планирования;
научные подходы к построению системы планирования.

3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
определять и формулировать цели и текущие оперативные задачи, соответствующие целям;
выбирать оптимальные пути, средства и методы в достижении планируемых результатов.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями;
научными подходами к построению системы планирования;
умениями целеполагания;
формами и методами планирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы высшей педагогики
1.1. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.2. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.3. Методологические основы педагогики высшей школы Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.5, Л2.5
1.4. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.5. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Практические 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.6. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.3
1.7. Фундаментализация высшего образования Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.8. Гуманитаризация высшего образования Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.9. Регионализация высшего образования Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.10. Интегративные тенденции в высшем образовании Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.11. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.12. Информатизация высшего образования Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6
1.13. Интернационализация вузовского образования Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
1.14. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе
2.1. Сущность процесса обучения в вузе Лекции 1 1 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.2. Сущность процесса обучения в вузе Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.3. Принципы обучения в высшей школе Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4
2.4. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.5. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2
2.6. Общая характеристика методов обучения в вузе Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.2
2.7. Активные и интерактивные методы обучения в вузе Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.8. Методы проблемного обучения в высшей школе Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.9. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.10. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л1.4, Л1.2
2.11. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.6, Л1.2
2.12. Формы организации обучения в вузе Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.13. Лекция в системе организационных форм обучения Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.14. Практические формы организации вузовского обучения Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2
2.15. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Сам. работа 1 6 ОПК-2, ПК-3 Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Особенноти процесса воспитания в высшей школе
3.1. Сущность процесса воспитания в вузе Лекции 1 1 ОПК-2 Л1.5, Л2.5
3.2. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 1 3 ОПК-2 Л1.5, Л2.5
3.3. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.5, Л2.3
3.4. Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза Сам. работа 1 2 ОПК-2 Л1.5, Л2.5
3.5. Современные методы воспитания студентов Сам. работа 1 1 ОПК-2 Л1.5, Л2.5
Раздел 4. Преподаватель высшей школы
4.1. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Сам. работа 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3
4.2. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.3. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической и научной деятельности Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.4. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.5. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Сам. работа 1 2 ОПК-2, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5
4.6. Зачет Зачет 1 4 ОПК-2, ПК-3 Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3, Л2.2, Л2.6, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.2 Дудина М.Н. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. biblioclub.ru
Л1.5 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие М.: Юнити-Дана , 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л2.2 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 biblioclub.ru
Л2.3 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
Л2.4 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л2.5 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 biblioclub.ru
Л2.6 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.7 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Педагогика высшей школы» направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе «Педагогика высшей школы», на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.