МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика высшей школы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.06.01. Образование и педагогические науки
НаправленностьТеория и методика профессионального образования
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_06_01_ТМПО-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Волкова Н.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика высшей школы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №902)

составлена на основании учебного плана:
44.06.01 Образование и педагогические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогики высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя
ОПК-8: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-1: способность демонстрировать системное понимание в области изучения профессионального образования, мастерство в части умений и методов исследования, используемых в области образования и педагогических науках
ПК-2: способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс обучения и воспитания студенческой молодежи
ПК-3: способность вносить вклад собственными оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы
УК-5: способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы организации образовательного процесса, его моделирования и оценки;
теоретические основы проектирования программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения образовательных программ;
особенности системного понимания в области изучения процессов, происходящих в высшем образовании;
эффективные методы исследования, используемые в области образования и педагогических науках;
сущность и особенности комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
основы планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
возможности использования собственных оригинальных исследований в расширении границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
этические нормы в профессиональной деятельности;
особенности представления этических норм профессиональной деятельности в устной и письменной формах.
3.2.Уметь:
3.2.1.моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс; проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
видеть процессы, происходящие в высшем образовании в единстве преемственных связей и «прошлое-настоящее-будущее»;
устанавливать связи между отдельными знаниями и умениями в области изучения процессов, происходящих в высшем образовании, из различных учебных дисциплин;
эффективно отбирать и использовать методы исследования в области образования и педагогических науках;
осуществлять планирование, разработку, реализацию и коррекцию комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
использовать собственные оригинальные исследования, заслуживающими публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
следовать этическим нормам профессиональной деятельности;
осуществлять личностный выбор в морально-ценностных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;
оценивать возможные последствия принятого решения и нести за него социальную ответственность перед собой и обществом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различными приемами и методами моделирования, организации и оценивания образовательного процесса; навыками проектирования программ дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя;
технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями;
навыками системного понимания в области изучения процессов, происходящих в высшем образовании;
методами исследования, используемыми в области образования и педагогических науках;
методами и технологиями планирования, разработки, реализации и коррекции комплексного процесса обучения и воспитания студенческой молодежи;
способами реализации собственных оригинальных исследований, заслуживающих публикации на национальном или международном уровне, в расширение границ области изучения образования и педагогики высшей школы;
навыками анализа этических норм профессиональной деятельности;
различными методами, технологиями и типами коммуникаций при применении этических норм профессиональной деятельности;
культурой речи, проявляющейся в умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, следуя этическим нормам.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы педагогики высшей педагогики
1.1. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Лекции 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4
1.2. Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4
1.3. Методологические основы педагогики высшей школы Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4
1.4. Логика и методы научно-педагогического исследования Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4
1.5. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-8 Л1.1, Л2.4, Л1.3
1.6. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Практические 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л1.3
1.7. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л1.3
1.8. Фундаментализация высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4
1.9. Гуманитаризация высшего образования Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.4
1.10. Регионализация высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.4
1.11. Интегративные тенденции в высшем образовании Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.4
1.12. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.4
1.13. Информатизация высшего образования Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.6
1.14. Интернационализация вузовского образования Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.4
1.15. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе
2.1. Сущность процесса обучения в вузе Лекции 2 1 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4, Л1.5
2.2. Сущность процесса обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4, Л1.5
2.3. Принципы обучения в высшей школе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.4
2.4. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.5. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.6. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.7. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8, ПК-1 Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.4, Л1.5
2.8. Общая характеристика методов обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.5
2.9. Активные и интерактивные методы обучения в вузе Сам. работа 2 4 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.10. Методы проблемного обучения в высшей школе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.11. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.12. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л1.4, Л1.5
2.13. Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.6, Л1.5
2.14. Формы организации обучения в вузе Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.15. Лекция в системе организационных форм обучения Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.16. Практические формы организации вузовского обучения Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.17. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л1.4, Л1.5
2.18. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.7, Л1.5
2.19. Проектирование образовательного процесса вуза Сам. работа 2 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л1.4, Л2.7, Л1.5
Раздел 3. Особенноти процесса воспитания в высшей школе
3.1. Сущность процесса воспитания в вузе Лекции 2 1 ОПК-8, ПК-1, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4
3.2. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 2 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4
3.3. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4
3.4. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4, Л2.7
3.5. Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4
3.6. Современные методы воспитания студентов Сам. работа 2 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Преподаватель высшей школы
4.1. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3
4.2. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.3. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической и научной деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.4. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Сам. работа 2 2 ОПК-8, ПК-1, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.5. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 ОПК-5, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
4.6. Профессиональная этика как элемент педагогического мастерства преподавателя Сам. работа 2 2 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.7. Характеристика основных этических проблем профессиональной деятельности преподавателя Сам. работа 2 1 ПК-1, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.8. Этика отношения преподавателя к участникам образовательного процесса Сам. работа 2 1 УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4
4.9. Зачет Зачет 2 4 ОПК-5, ОПК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л1.3, Л2.5, Л1.4, Л2.6, Л2.7, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие М.: Юнити-Дана , 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
Л1.2 Бермус, А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник Директ-Медиа, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242
Л1.3 Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова Компетентностный подход в образовании : учебное пособие Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137
Л1.4 Ю.Г. Татур. Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие Москва : Логос, 2006. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84742
Л1.5 Дудина М.Н. ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/89C5A71F-385E-4033-9790-8997377D7528
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/652
Л2.2 Мандель, Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342
Л2.3 М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров АлтГУ, электронный, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35
Л2.4 В.Д. Самойлов Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=448168
Л2.5 сост. В.В. Журавлев Информационные технологии в образовании : учебное пособие Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457341
Л2.6 К.Р. Овчинникова Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4.
Л2.7 П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э4 Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3221
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Педагогика высшей школы» направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе «Педагогика высшей школы», на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.