МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогической деятельности в системе высшего образования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки03.06.01. Физика и астрономия
НаправленностьПриборы и методы экспериментальной физики
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план03_06_01_Физика и астрономия_Приб-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 20,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 18 18 32 32
Практические 12 12 18 18 30 30
Сам. работа 10 10 36 36 46 46
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Волкова Н.В

Рецензент(ы):
д-р пед. наук, профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогической деятельности в системе высшего образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 03.06.01 ФИЗИКА И АСТРОНОМИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №867)

составлена на основании учебного плана:
03.06.01 Физика и астрономия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогической деятельности в системем высшего образования, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2: готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
УК-5: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы педагогики высшей школы
1.1. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.2. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.3. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.4. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.5. Фундаментализация высшего образования Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.6. Гуманитаризация высшего образования Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.7. Регионализация высшего образования Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.8. Интегративные тенденции в высшем образовании Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.9. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.10. Интернационализация вузовского образования Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
1.11. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе
2.1. Сущность процесса обучения в вузе Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.2. Принципы обучения в высшей школе Практические 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.3. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.4. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Практические 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.5. Общая характеристика методов обучения в вузе Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.6. Активные и интерактивные методы обучения в вузе Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.7. Методы проблемного обучения в высшей школе Практические 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.8. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения Сам. работа 3 1 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.9. Формы организации обучения в вузе Лекции 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.10. Лекция в системе организационных форм обучения Практические 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.11. Практические формы организации вузовского обучения Практические 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
2.12. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Практические 3 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 3. Особенности процесса воспитания в высшей школе
3.1. Сущность процесса воспитания в вузе Лекции 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.2. Сущность процесса воспитания в вузе Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.3. Сущность процесса воспитания в вузе Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.4. Воспитательные аспекты обучения студентов Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.5. Воспитательные аспекты обучения студентов Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.6. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.7. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.8. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.9. Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.10. Современные методы воспитания студентов Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.11. Современные методы воспитания студентов Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
3.12. Современные методы воспитания студентов Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 4. Преподаватель высшей школы
4.1. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.2. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.3. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.4. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.5. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.6. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.7. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.8. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.9. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Сам. работа 4 4 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.10. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.11. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.12. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Сам. работа 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.13. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Лекции 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.14. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Практические 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4
4.15. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Сам. работа 4 2 УК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Войтенко, Марина Владимировна Основы педагогического мастерства : практикум : Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3058
Л1.2 Л. В. Байбородова [и др.] ; под ред. Л. В. Байбородовой. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8BF3E695-7297-4726-8893-DDAB308FD3DC
Л1.3 Кандаурова, А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2019 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444634
Л1.4 Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: учебное пособие для магистрантов Юрайт, 2019 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434153
Л2.2 Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности: учебное пособие для вузов Юрайт, 2020 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/454661
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3221
Э2 Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://www.biblio-online.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http://biblioclub.ru/
Э4 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе, на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.