Закреплена за кафедрой | НЕT (реорганизована) 72 |
---|---|
Направление подготовки | 04.06.01. Химические науки |
Направленность | Аналитическая химия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_06_01_Химические науки_ОХ_АХ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | 18 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 18 | 18 | 32 | 32 |
Практические | 12 | 12 | 18 | 18 | 30 | 30 |
Сам. работа | 10 | 10 | 36 | 36 | 46 | 46 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НЕT (реорганизована) 72
Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор
1.1. | формирование системы научных знаний в области педагогической деятельности в системем высшего образования, ведущих тенденций развития современного высшего образования; формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе; развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
УК-5 | способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития |
ОПК-3 | готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования |
ПК-2 | готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ведущие тенденции развития современного высшего образования; требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы; нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе; основные принципы построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц; осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования; осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки; осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования; методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие основы педагогики высшей школы | ||||||
1.1. | Ведущие тенденции развития современного высшего образования | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Ведущие тенденции развития современного высшего образования | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Фундаментализация высшего образования | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Гуманитаризация высшего образования | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Регионализация высшего образования | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Интегративные тенденции в высшем образовании | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Интернационализация вузовского образования | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
1.11. | Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе | ||||||
2.1. | Сущность процесса обучения в вузе | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Принципы обучения в высшей школе | Практические | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования | Практические | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Общая характеристика методов обучения в вузе | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Активные и интерактивные методы обучения в вузе | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Методы проблемного обучения в высшей школе | Практические | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения | Сам. работа | 3 | 1 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | Формы организации обучения в вузе | Лекции | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Лекция в системе организационных форм обучения | Практические | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.11. | Практические формы организации вузовского обучения | Практические | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов | Практические | 3 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Особенности процесса воспитания в высшей школе | ||||||
3.1. | Сущность процесса воспитания в вузе | Лекции | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Сущность процесса воспитания в вузе | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.3. | Сущность процесса воспитания в вузе | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.4. | Воспитательные аспекты обучения студентов | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Воспитательные аспекты обучения студентов | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | Воспитательные аспекты обучения студентов | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.7. | Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.8. | Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.9. | Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.10. | Современные методы воспитания студентов | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.11. | Современные методы воспитания студентов | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
3.12. | Современные методы воспитания студентов | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Преподаватель высшей школы | ||||||
4.1. | Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.3. | Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.4. | Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.5. | Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.6. | Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.7. | Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.8. | Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.9. | Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности | Сам. работа | 4 | 4 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.10. | Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.11. | Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.12. | Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза | Сам. работа | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.13. | Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза | Лекции | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.14. | Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза | Практические | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
4.15. | Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза | Сам. работа | 4 | 2 | УК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мандель, Б.Р. | Инновационные технологии педагогической деятельности: учебное пособие для магистрантов | Юрайт, 2019 | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392 |
Л1.2 | Л. В. Байбородова [и др.] ; под ред. Л. В. Байбородовой. | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Войтенко, Марина Владимировна | Основы педагогического мастерства : практикум : | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Кандаурова, А. В. | Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | Издательство Юрайт, 2019 | URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444634 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Старикова, Л. Д. | Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2019 | URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434153 |
Л2.2 | Коротаева, Е. В. | Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2020 | URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/454661 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html 7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования. Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса. Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения. В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе, на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления. Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др. Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы. |