МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы педагогической деятельности в системе высшего образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки39.06.01. Социологические науки
НаправленностьСоциальная структура, социальные институты и процессы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_06_01_Социологические науки-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 88
контроль 8
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 32 8 32
Практические 4 30 4 30
Сам. работа 88 46 88 46
Часы на контроль 8 8 8 8
Итого 108 116 108 116

Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Волкова Н.В

Рецензент(ы):
д-р пед. наук, профессор, Морозова О.П

Рабочая программа дисциплины
Основы педагогической деятельности в системе высшего образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №899)

составлена на основании учебного плана:
39.06.01 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 23.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных знаний в области педагогической деятельности в системем высшего образования, ведущих тенденций развития современного высшего образования;
формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе;
развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-7 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 готовностью осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным программам высшего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ведущие тенденции развития современного высшего образования;
требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы;
нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе;
основные принципы построения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц;
осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования;
осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки;
осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования;
методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие основы педагогики высшей школы
1.1. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.2. Ведущие тенденции развития современного высшего образования Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.3. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.4. Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.5. Фундаментализация высшего образования Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.6. Гуманитаризация высшего образования Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.7. Регионализация высшего образования Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.8. Интегративные тенденции в высшем образовании Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.9. Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.10. Интернационализация вузовского образования Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
1.11. Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе
2.1. Сущность процесса обучения в вузе Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.2. Принципы обучения в высшей школе Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.3. Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.4. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.5. Общая характеристика методов обучения в вузе Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.6. Активные и интерактивные методы обучения в вузе Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.7. Методы проблемного обучения в высшей школе Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.8. Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения Сам. работа 2 1 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.9. Формы организации обучения в вузе Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.10. Лекция в системе организационных форм обучения Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.11. Практические формы организации вузовского обучения Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
2.12. Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Особенности процесса воспитания в высшей школе
3.1. Сущность процесса воспитания в вузе Лекции 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.2. Сущность процесса воспитания в вузе Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.3. Сущность процесса воспитания в вузе Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.4. Воспитательные аспекты обучения студентов Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.5. Воспитательные аспекты обучения студентов Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.6. Воспитательные аспекты обучения студентов Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.7. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.8. Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.9. Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.10. Современные методы воспитания студентов Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.11. Современные методы воспитания студентов Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
3.12. Современные методы воспитания студентов Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Преподаватель высшей школы
4.1. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.2. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.3. Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.4. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.5. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.6. Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.7. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.8. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.9. Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности Сам. работа 2 4 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.10. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.11. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.12. Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза Сам. работа 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.13. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Лекции 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.14. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Практические 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1
4.15. Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза Сам. работа 2 2 УК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л1.4, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мандель, Б.Р. Инновационные технологии педагогической деятельности: учебное пособие для магистрантов Юрайт, 2019 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=429392
Л1.2 Л. В. Байбородова [и др.] ; под ред. Л. В. Байбородовой. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В 3 Ч. ЧАСТЬ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Войтенко, Марина Владимировна Основы педагогического мастерства : практикум : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.4 Кандаурова, А. В. Педагогическое мастерство: формирование педагогического стиля: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2019 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444634
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старикова, Л. Д. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для вузов Юрайт, 2019 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434153
Л2.2 Коротаева, Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности: учебное пособие для вузов Юрайт, 2020 URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/454661
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования.
Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса.
Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения.
В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе, на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления.
Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др.
Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы.