МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская церковная археология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, К.А. Тишкина;преподаватель, А.Н. Ожиганов

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преп., М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Русская церковная археология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является усвоение теоретических основ церковно-археологических исследований, а также основных этапов формирования данной научной дисциплины и направлений исследований. Дисциплина изучает вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте церковной традиции с целью более полного разрешения проблем истории русской православной культуры. Проблематика археологии церковных древностей в т.ч. состоит в изучении истории Русской Православной Церкви по ее материальным памятникам. Дисциплина изучает все стороны жизни русского языческого и христианского общества средневековой Руси.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности развития русской церковной археологии как науки; профессиональную терминологию, основные тенденции развития религиоведческой науки; содержание и специфические особенности русской религиозной культуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.толерантно воспринимать социальные и культурные различия; использовать профессиональные знания в процессе обучения; интерпретировать особенности развития церковного зодчества в религиозной контексте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с научно-исследовательской литературой и аргументации собственной позиции, на основе знаний из области истории и религии данного курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Исследователи и Русская церковная археология
2.1. Русская церковная археология как научное направление Лекции 4 4 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.2. Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. Лекции 4 4 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.3. Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. Сам. работа 4 14 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
2.4. Русская церковная археология как научное направление Сам. работа 4 6 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам
3.1. Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам Лекции 4 4 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности
4.1. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности Лекции 4 4 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
4.2. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности Сам. работа 4 8 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в.
5.1. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в. Лекции 4 4 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2
5.2. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в. Сам. работа 4 12 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аничков, Е.В. Язычество и древняя Русь [Электронный ресурс]: Лань, 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Еремина Т.С. Русский православный храм: история, символика, предания: М.: Прогресс - Традиция, 2002 biblioclub.ru
Л2.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.3 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Русская церковная археология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий.
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на следующем занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
В процессе самостоятельной работы закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на занятии с преподавателем.
В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.
Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание.