Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения дисциплины является усвоение теоретических основ церковно-археологических исследований, а также основных этапов формирования данной научной дисциплины и направлений исследований. Дисциплина изучает вещественные древности источниковедческими методами общей археологии в контексте церковной традиции с целью более полного разрешения проблем истории русской православной культуры. Проблематика археологии церковных древностей в т.ч. состоит в изучении истории Русской Православной Церкви по ее материальным памятникам. Дисциплина изучает все стороны жизни русского языческого и христианского общества средневековой Руси. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10 |
ПК-4 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области истории религий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | особенности развития русской церковной археологии как науки; профессиональную терминологию, основные тенденции развития религиоведческой науки; содержание и специфические особенности русской религиозной культуры. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | толерантно воспринимать социальные и культурные различия; использовать профессиональные знания в процессе обучения; интерпретировать особенности развития церковного зодчества в религиозной контексте. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с научно-исследовательской литературой и аргументации собственной позиции, на основе знаний из области истории и религии данного курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
Раздел 2. Исследователи и Русская церковная археология | ||||||
2.1. | Русская церковная археология как научное направление | Лекции | 4 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
2.2. | Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. | Лекции | 4 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
2.3. | Развитие русской церковной археологии в рамках богословских дисциплин в конце 19 — начале 20 вв. | Сам. работа | 4 | 14 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
2.4. | Русская церковная археология как научное направление | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 3. Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам | ||||||
3.1. | Славянское язычество. Особенности формирования, отличительные черты. Памятники археологии. Сохранение языческих традиций в процессе христианизации. Процесс христианизация Руси по археологическим источникам | Лекции | 4 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
3.2. | Процесс христианизация Руси по археологическим источникам | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 4. Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности | ||||||
4.1. | Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности | Лекции | 4 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
4.2. | Православное иконописание в средневековой Руси: основные школы и их особенности | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
Раздел 5. Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в. | ||||||
5.1. | Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в. | Лекции | 4 | 4 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
5.2. | Храмостроение на Руси до монгольского завоевания. Традиции деревянного церковного зодчества на Руси до XIII века.Архитектурная археология в XX в. | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Аничков, Е.В. | Язычество и древняя Русь [Электронный ресурс]: | Лань, 2014 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Мартынов, А. И. | Археология: учебник для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Еремина Т.С. | Русский православный храм: история, символика, предания: | М.: Прогресс - Традиция, 2002 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Русская церковная археология" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Прежде всего, студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные для обсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы занятий. Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать преподавателю на следующем занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. В процессе самостоятельной работы закрепляется и уточняется уже известный материал и осваивается новый. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их на занятии с преподавателем. В период обучения студентом также подготавливается доклад по предложенным темам. При подготовке доклада учитывается самостоятельность выбора темы студентом и подбор актуальной литературы, а также навык ведения научной дискуссии. На доклад студенту выделяется 10 минут времени, и оценивается насколько студент способен логично и кратко излагать изученную информацию. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание. |