МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стохастические модели в экономике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 108 108 108 108
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент , Пронь С.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Стохастические модели в экономике

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017г. №916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 05.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение глубоких знаний в области математического моделирования процессов массового обслуживания в экономике и финансовых операций в условиях неопределенности. Воспитание практических навыков применения стохастических моделей и методов и экономической интерпретации полученных результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен применять на практике новые научные принципы и методы исследований;
ПК-4 Способность ставить и решать прикладные задачи в условиях конфликтов и неопределенностей, определять методы и средства их эффективного решения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систематизацию теоретических моделей и возможности их практического использования применительно к конкретным экономическим условиям
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять точные и приближенные методы анализа стохастических моделей с дискретным и непрерывным временем, использовать их для решения финансово-экономических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подбора известных и построения оригинальных стохастических финансовых моделей, адекватных конкретной экономической задаче;
Навыками разработки расчетных схем нахождения параметров марковских процессов с непрерывным временем и дискретным множеством состояний и стохастических финансовых моделей относительной доходности исследуемого финансового актива

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансовые инструменты и стохастические модели финансовых рынков
1.1. Основные и производные финансовые инструменты. Причины возникновения неопределенности на финансовых рынках Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Элементарные модели основных и производных финансовых инструментов Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Финансовый рынок и вероятностные основы моделирования финансового рынка и платежных обязательств Сам. работа 2 12 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Классификация опционов. Неравенство доходов покупателя и продавца опциона Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. Расчет справедливой цены опциона в простейшей модели Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Классификация опционов. Европейский и американский тип платежных обязательств Сам. работа 2 12 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Диверсификация Марковитца. Модель CAPM ценообразования финансовых активов Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Формирование портфеля Марковитца, построение «прямой CAPM» Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.9. Диверсификация Марковитца. Модель CAPM ценообразования финансовых активов Сам. работа 2 16 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Расчет цен платежных обязательств в стохастической модели финансового рынка
2.1. Арбитражная теория расчетов. Условия безарбитражности Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.2. Расчет арбитражных возможностей Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.3. Биномиальная модель финансового рынка. Мартингальное представление безарбитражности Сам. работа 2 12 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.4. Случайная процентная ставка. Мартингал как модель изменения случайной процентной ставки Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.5. Имитационное моделирование случайной процентной ставки Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.6. Мартингал как модель изменения случайной процентной ставки Сам. работа 2 16 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.7. Инвестирование на биномиальном рынке. Стратегии и хеджирование Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.8. Верхние и нижние цены хеджирования для одношаговой модели Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
2.9. Инвестирование на биномиальном рынке. Стратегии и хеджирование Сам. работа 2 8 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Теория расчетов на безарбитражных рынках
3.1. Опционы европейского типа на биномиальном рынке. Модель Кокса-Росса-Рубинштейна. Случай марковских платежных функций Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.2. Расчет стандартных опционов европейского типа для покупателя и продавца для хеджирования колебания курса валюты Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.3. Опционы европейского типа на биномиальном рынке Сам. работа 2 8 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.4. Опционы американского типа на биномиальном рынке. Стандартный опцион покупателя Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.5. Расчет стандартных опционов американского типа для покупателя Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.6. Опционы американского типа на биномиальном рынке Сам. работа 2 8 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.7. Экономическая интерпретация модели стохастического дифференциального уравнения – эволюция финансового актива в рыночной среде. Классические диффузионные модели финансовых активов.Модели рынка Башелье, Самуэльсона, Блэка-Шоулса-Мертона Лекции 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.8. Расчет цены опциона покупателя и продавца на рынке Блэка-Шоулса-Мертона Практические 2 2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
3.9. Связь модели Самуэльсона с представлением относительной доходности финансового актива Сам. работа 2 16 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Матренин П.В. Методы стохастической оптимизации: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Кожевникова И.А., Журбенко И.Г. СТОХАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чубич В.М. Активная идентификация стохастических динамических систем. Оценивание параметров: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Чубич В.М. Активная идентификация стохастических динамических систем. Планирование эксперимента для моделей дискретных систем: учебное пособие Издательство НГТУ, 2017 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Вавилов С.А. , Ермоленко К.Ю. Финансовая математика. Стохастический анализ : учебник м практикум для академического бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Бабайцев В. А., Гисин В. Б. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Круглов В.М. СЛУЧАЙНЫЕ ПРОЦЕССЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ОСНОВЫ СТОХАСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru.
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com.
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: www.biblioclub.ru.
Э4 "Стохастические модели в экономике", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word, Adobe Reader, Microsoft Windows, 7-Zip.
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com.
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru.
5. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
6. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
7. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru.
8. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl.
9. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания, подготавливать доклады в соответствии с темами самостоятельной работы.